Примерное время чтения: 9 минут
214

Михаил Кокорин: «В музыке должен присутствовать юмор»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. АиФ-Пенза 30/09/2021
Михаил Кокорин / Из личного архива

1 октября отмечается международный день музыки. О том, как велика сила этого искусства, хорошо знают в губернаторском ансамбле «Старгород». Он был создан в конце прошлого века в Пензе. Сейчас его знает весь мир.

О необходимости вуза культуры в области, о самобытности пензенского края, о Моцарте и египтянах читателям «АиФ-Пенза» рассказал руководитель ансамбля, директор муниципального автономного учреждения «Центр русской хоровой и вокальной культуры г. Пензы», заслуженный артист РФ Михаил Кокорин.

Досье
Михаил Николаевич Кокорин. Заслуженный артист России. Родился 4 августа 1972 года. Окончил Нижегородскую государственную консерваторию им. М.И. Глинки.

О радости и ритуальном бизнесе

Игорь Польских, «АиФ-Пенза»: Михаил, один из популярных российских исполнителей, прогуливаясь по центру Пензы, заметил, что наш город из-за обилия ритуального сервиса напоминает Старгород Ильфа и Петрова. Почему ваш ансамбль назван именно так?

Михаил Кокорин: Название ансамбля напрямую связано со Старгородом из «12 стульев». Дело в том, что мы играем абсолютно разную музыку, но каждая композиция в нашем исполнении звучит всегда с некой долей иронии. В любой музыке, кроме драматизма, должен присутствовать юмор. Но без сатиры. Вторая причина, почему ансамбль был назван именно так – это то, что одно из самых первых произведений, которое мы начали исполнять, была сюита «Старогородские мотивы» народного артиста Александра Цыганкова, которого можно назвать патриархом домры. Вот уже больше двадцати лет это произведение у нас в репертуаре.

- Ансамбль «Старгород» называется губернаторским. Какова история этого звания?

- До нас в Пензенской области ни один музыкальный коллектив этого звания не имел. В Пензу эту идею мы привезли из Ярославля, там уже более двадцати лет существует губернаторский ансамбль. Именно там подсказали нам, что звание губернаторский, а не губернский или городской, сможет дать и некую поддержку.

- А могут ли русские народные коллективы выжить без денег от власти?

- На все сто процентов. Любая музыка в принципе может быть хозрасчетной. Но это касается только малых форм, то есть самих исполнителей или небольших коллективов. Естественно, что большому оркестру вряд ли получится самостоятельно обеспечивать поездки на фестивали или выступления, это дорого. Без поддержки тяжело содержать и оплачивать репетиционную базу. А ведь нужна еще и зарплата, бесплатно сейчас вряд ли кто-то будет работать. Человек получает профессию для того, чтобы с ее помощью зарабатывать. Музыкант в этом смысле от других ничем не отличается.

- В разные времена в Пензе было много всевозможных групп и ансамблей, которые исполняли музыку в совершенно разных жанрах. Но очень мало из них кто сохранился в памяти. В чем секрет долголетия ансамбля «Старгород»?

- Секрет один: если людям интересно то, что они создают и делают, то это будет интересно и тем, кто это смотрит или слушает. Кроме этого, если музыкантам в ансамбле интересно друг с другом, им есть что сказать и о чем между собой поспорить, то коллектив не распадется. «Старгороду» есть куда двигаться в музыке и есть что рассказать своему слушателю.

О провинциалах и культуре

- Вы много путешествуете по стране. Если сравнивать пензенцев с жителями других городов – в чем наша особенность? И есть ли она?

- Конечно, есть. Пензенские жители - особенные. Без ложной напыщенности могу сказать, что, в отличие от жителей других городов, мы искренне гордимся тем, что мы пензенцы. В нас заложен какой-то патриотизм по отношению к пензенскому краю, любовь к своей родине. Я много бывал в городах и постарше Пензы, с более насыщенной историей. Ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге, ни в Нижнем Новгороде у жителей нет понимания срощенности со своим краем. Мы, в отличие от них, рады, что мы здесь живем.

- В больших городах принято считать провинциального жителя не особо культурным…

- Это не правильно. Русская культура как раз и есть та самая провинция. Например, именно в Пензенской губернии в конце XIX века был создан один из первых русских народных оркестров в России.

- Нет ли закономерности в том, что дольше других на сцене живут русские народные ансамбли и исполнители? Может быть, секрет в искренности этой музыки?

- Если вы спросите у любого музыканта, независимо от того, на чем он играет, то он скажет, что также искренен со своим слушателем. Думаю, что музыка, любая мелодия – искренна.

О вузе замолвите слово

- Почему вы выбрали своим инструментом именно домру?

- В первом или втором классе общеобразовательной школы к нам пришла молодая учительница из музыкальной школы записывать к себе для обучения игры на музыкальных инструментах. Спасибо богу и маме, что меня записали именно на домру. Я пошел в музыкальную школу с семи лет и до 28 лет я учился, вначале в  школе, затем – в музыкальном училище, потом – в консерватории и аспирантуре. В конце семидесятых, когда я встал на путь музыкального творчества, особого выбора-то и не было. И вот уже сорок с лишним лет я не расстаюсь с этим инструментом. Конечно, этот выбор в силу возраста был бессознательным, но не было ни одного дня, чтобы я пожалел о нем.

- Несколько лет назад вы говорили о том, что Пензе очень необходим вуз культуры, где можно будет получить, в том числе, высшее музыкальное образование. Есть ли подвижки в этом направлении на сегодняшний день?

- Я всегда говорил и продолжаю говорить до сих пор о необходимости такого вуза в Пензе. На настоящий момент можно сказать, что подвижек в этом направлении нет. Свои попытки  я не бросил. У нас очень давние культурные традиции,  много хороших музыкантов. Не случайно именно Пензу во время войны выбрали для эвакуации Центральной музыкальной школы Москвы.

- По каким причинам те, от кого зависит принятие решения об открытии вуза культуры в Пензе, этого не делают?

- На самом деле такие вопросы не решаются по чьему-то соизволению. Здесь много зависит от личности или известности музыканта. То есть музыкальный или театральный вуз создается не только властью, а известным в своей сфере человеком. Например, так было с вузами Москвы и Санкт-Петербурга, в организации которых приняли участие Чайковский и Гнесины. Кстати, в Пензе много великолепных музыкантов, которые смогли бы стать преподавателями в музыкальном вузе.

- А еще молодые творческие люди, поступая в вуз другого города, часто и остаются там жить…

- Так и есть. За годы обучения молодые люди в тот город, где получают образование, так или иначе врастают. Возможно, находят спутника жизни. И в Пензу на самом деле мало кто возвращается.

О буре и пользе пандемии

- «Старгород» объехал с выступлениями почти весь мир. Как воспринимается ваша музыка иностранцами?

- Примерно также, как и в России. Дело в том, что мы никогда не готовимся к какой-то определенной публике. За границей на наши концерты приходят совершенно разные люди – и местные жители, и эмигранты. Мы не готовим себе какую-то специальную площадку. Например, в Египте наш концерт был организован на центральной площади Хургады, то есть слушали нас и египтяне, и туристы из разных стран.

- То есть для иностранцев какой-то особый репертуар не требуется?

- На всех своих концертах, где бы они не происходили, мы играем одну и ту же музыку, свой репертуар не подстраиваем под кого-либо. В нем на сегодняшний день в нашей переработке и русская народная музыка, и классическая, и эстрадная.

- Говорят, что именно в Египте с ансамблем чуть не случилась трагедия?

- Да, мы чуть не улетели, как сказочная Элли, в своем вагончике. Только у нас был не вагончик, а сцена. Мы выступали там весной, почти сразу после окончания сезона песчаных бурь. И вдруг к финалу концерта налетела такая песчаная буря. Ветер был страшной силы, разметало все баннеры и щиты. Спастись удалось с большой долей везения.

- В какой-нибудь стране предлагали остаться насовсем?

- Нет. Мы бы не согласились.

- Творческие люди рассказывают, что вынужденное сидение дома в самоизоляции пошло им на пользу: появились новые проекты и так далее. Чем занимались в самоизоляции вы?

- Творчеством. Мы сделали несколько интересных онлайн-проектов, некоторые были отмечены на уровне страны. В том числе мы запускали и музыкальные марафоны. Например, в одном из них исполнители разных стран под наш аккомпанемент исполняли «Катюшу».

- Репетировали ли дома? Как на это реагируют ваши соседи?

- Да, репетиции дома неизбежны. Нареканий и жалоб пока не было. Обычно жалуются, если что-то не нравится.

- Есть мнение, что современная поп-музыка – это вариации одной и той же мелодии. Можно ли в наше время придумать новые звуки или все уже давно изобретено?

- На самом деле придумать в музыке что-то новое сложно, но можно. Пример тому - группа «ABBA». Название и тема старая, но мелодика новая.

Есть анекдот на эту тему: один студент консерватории жалуется другому, что не успевает придумать музыкальное произведение для экзамена. Друг ему советует : «Возьми произведение своего профессора и перепиши его задом-на- перед». Он отвечает: «уже пробовал… Моцарт получается…»

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах