Премьерные показы новой постановки режиссёра Кирилла Заборихина «Конец бессмертию!» завершили 230-й театральный сезон Пензенского областного драматического театра имени А. В. Луначарского.
Дориан Грей в юбке
Это «мистическое расследование в 2-х частях» поставлено по произведению Карела Чапека «Средство Макропулоса». В нашей стране пьеса ставится с 1924 года в разных городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске. Теперь историю смогли увидеть и пензенские театралы.
Спектакли Кирилла Заборихина славятся таким приёмом, как ломание четвёртой стены, когда произведение искусства начинает напрямую взаимодействовать со зрителем. Так было, например, с «Ба», когда один из актёров вышел на сцену прямо со зрительского места или когда героини в один момент начали обсуждать сидящих в зале мужчин. В этот раз режиссёр пошёл ещё дальше: перед началом спектакля по партеру начала ходить девушка с гримом на лице и смахивать пипидастром пыль с пустых мест или же даже с самих зрителей. После они поняли, что это была одна из героинь спектакля, служанка.
В пьесе рассказывается о певице Эмилии Марти (её играет заслуженная артистка России Альбина Смелова), очень загадочной фигуре. Ей известны факты, с которыми может быть знаком только человек, живший век назад. Некоторые персонажи признают в ней разных женщин, давно уже умерших. Все смеются и не воспринимают поначалу всерьёз её сведения вековой давности, а зритель тем временем заинтригован. В итоге оказывается, что наша певица - это Дориан Грей в юбке, и она не стареет вот уж третье столетие, каждые полвека меняет имя. На протяжении действа она пытается найти загадочный конверт с рецептом средства Макропулоса, который 300 лет назад и дал ей способность к долголетию. Сейчас героиня нуждается в нём снова.
Из описания кажется, что история мрачная, с духом мистицизма, но на самом деле она упакована в шутовскую обёртку. На лица всех персонажей, кроме главной героини, нанесён яркий клоунский грим, на них нелепые одеяния. Роли документов играют ярко-красные шарики, которые в один момент вываливаются с потолка на героев в большом количестве, – удивительная сцена. Всё это делает действо очень фантасмагоричным, похожим на цирк. И сами диалоги состоят по большей части из ироничных замечаний и каламбуров, всё это прослеживается в первой части. Отдельно хочется отметить персонажа адвоката Коленатого в исполнении народного артиста России и по совместительству художественного руководителя драмтеатра Сергея Казакова. Его герой получился наиболее ярким, его игра находила отклик у зрителей, а произнесённые реплики вызывали смех.
Секрет для всего человечества
Вторая часть ставит по-настоящему экзистенциальные вопросы. Ведь идея бессмертия и запредельного долголетия невероятна, но готовы ли мы к такому? Нужно ли человеку жить вечно?
Эмилия Марти стала бессмертной. И каков итог? Она несчастна, ей скучно, не стареет только её тело, душа же давно мертва, она не знает радости, но и в то же время продолжает бояться смерти, что делает такое существование ещё более абсурдным. Поэтому Эмилия так отчаянно ищет этот злосчастный рецепт. И когда наступает кульминационный момент, и все узнают её секрет и даже добывают загадочное средство, – перед ними стоит выбор, что же с этим делать. Видя, что Эмилия превратилась в безэмоциональную личность, которая лишилась любой чётко прослеживаемой человеческой эмоции, кроме тщеславия и тоски, один из персонажей решает просто уничтожить это средство, ведь оно не продлевает жизнь, а разрушает её.
Но перед этим была долгая полемика между героями. Одни предлагали передать секрет всему человечеству, вторые – оставить себе, третьи – продать, а кто-то хотел отдать лишь тем, кто право имеет. Зритель в этот момент и сам задумывался: «А как бы я поступил?».
Это было очень достойное завершение театрального сезона – в зале был аншлаг.
И хоть эта история рассказывает о бессмысленности вечной жизни, после неё по-настоящему хочется жить. Причём без всяких эликсиров. Поэтому всем, кто пропустил премьеру, настоятельно рекомендуем наверстать упущенное в следующем сезоне, который начнётся в сентябре этого года.