21 сентября в России отмечают день победы русских полков в Куликовской битве. На какой территории страны ига не было? И почему, несмотря на это, народы, проживающие на территории нынешней Пензенской области, выступили на стороне московского князя Дмитрия Донского?
Забирали всё, что нужно
Это может показаться странным, но сурский край под монголо-татарским игом не находился. Территория нынешней Пензенской области входила в состав самой Золотой Орды. Правда, народам, жившим здесь, было от этого не легче.
Дань, караваны пленных, которых угоняли на юг, – все эти прелести ига хорошо знали русские земли. Собираемые монголо-татарам «подати» разоряли княжества, не давали им развиваться. А интриги монголов, которые решали, кому давать, а кому не давать ярлык на княжение, мешали русским землям объединиться.
Мордву, булгар, марийцев, живших на территории Пензенского края, никто данью не облагал, то есть им не называли чёткий размер платы, которую они должны были внести. У них монголы забирали столько, сколько им было нужно. Могли забрать и всё. Поволжские народы в Золотой Орде считались людьми второго сорта. Их не жалели.
«Если в мордовских могильниках XI века мы находили очень много красивых богатых женских украшений, то в XIII веке, если судить по захоронениям, ситуация кардинально поменялась. Народ сильно и резко обеднел, – поясняет доктор исторических наук, председатель Союза краеведов России Владимир Первушкин. – Кочевники не занимались земледелием, а зерно им было нужно. Поэтому они силой переселили часть мордвы на Волгу, в район современной Самары. Здесь их заставляли выращивать зерновые культуры и отправлять в столицу Золотой Орды - город Сарай. Какому народу это понравится?»
Не понравилось бы никому. И в 30–40-х годах XIII века в Поволжье начались восстания. Они были жестоко подавлены. Полностью разгромленное Золотаревское городище тому доказательство. После этого местные жители стали селиться около леса, чтобы в случае набега успеть скрыться: кочевники в леса обычно не заходили.
Мордву использовали и как «пушечное мясо». С территорий, которые кочевники завоёвывали, они забирали в своё войско местных жителей и во время сражений пускали их в первых рядах. Такими воинами не дорожили. Из западноевропейских источников известно, что мордовская дружина во главе с князем Пурешем была в составе монголо-татарских полчищ и полностью погибла в битве под Легницей (территория нынешней Польши).
Поэтому в 1380 году, когда Дмитрий Донской собирал войско, к нему присоединились и народы Поволжья. В летописях осталось упоминание, что с ним вышли мордва, марийцы, чуваши. Своё спасение они видели в той силе, которая собиралась под Москвой, – в глухих местах, куда не всегда могли добраться кочевники. И даже тот факт, что один из самых древних городов региона - Наровчат - был столицей Золотой Орды, отношение к монголам у поволжских народов не изменил.
Отрезали уши
Кстати, о Нарочате. Этим летом студенты Пензенского госуниверситета во время археологической практики откопали остатки древнего здания. Оно семь веков было скрыто под толщей земли. Пока неизвестно, для чего оно служило, кто в нём находился. Таких загадок на территории Наровчата, как считают историки, ещё будет найдено немало.
Поселение здесь существовало и до монгольского завоевания, и назывался город в русских летописях Наручадь, а завоеватели его именовали Мохши. Это был крупный торговый центр, здесь находили китайские зеркала и изделия из Средней Азии и Западной Европы. На месте здания, которое этим летом нашли археологи, раньше располагался караван-сарай, общественная баня, дворцовый комплекс. Дома строили из кирпича. Жили здесь богато, кочевникам было чем поживиться.
«К городу Мохши, куда вследствие множества леса даже ветру трудно было пробраться, царевичи (сыновья монголо-татарских ханов – Корр.), срубив со всех сторон деревья, проложили дорогу такой ширины, что на ней могли двигаться 4 встречные телеги. Они осадили город и после взятия его, отдали приказание об общем избиении и сказали, чтобы у убитых отрезали правое ухо и представляли его. Было насчитано 27 000 ушей», –
пишет в своей летописи персидский историк Шараф ад-Дин Али Йезди.
В наровчатских погребах до сих пор можно увидеть квадратные кирпичи золотоордынских времён. А в раскопках – монеты, по которым можно судить, что чеканились они здесь, в Наровчате. Именно сюда в 1313 году на восемь лет хан Узбек перенёс столицу Золотой Орды. По одной из версий, он хотел быть подальше от старой монголо-татарской знати, по другим – бежал от сильнейшей засухи в Поволжье. Именно в Мохши в 1313 году митрополит Руси Пётр получил ярлык о свободе православного вероисповедания. Именно здесь Узбек принимал князей и послов Твери, Новгорода, Москвы, Рязани, Литвы и других.
Город долго оставался лакомым куском для монгольской знати. За него боролись, он переходил от одного бека к другому. От междоусобных войн, которые захватили Золотую Орду, поселение затухало. Сурские земли стали разменной монетой в борьбе ханов за власть.
Точку в истории поставил Тамерлан. В 1395 году его войска разгромили все города Золотой Орды, в том числе и Наровчат. Почти на два века город канул в Лету. Снова о нём заговорили только в XVI веке, когда русские стали строить на этом месте крепость для защиты юго-восточной границы Московского государства.
Провели тропами
После жестокого похода Тамерлана Золотая Орда распалась на части. Рядом с русскими землями образовалось Казанское ханство. По договору 1523 года между Москвой и Казанью граница проходила по реке Суре. Левый берег стал территорией Московского государства, правый – Казанского ханства. По такому разделу нынешние районы Пензы – Шуист и ГПЗ – вошли бы в состав ханства, а Арбеково и Терновка принадлежала бы русским.
В Казанском ханстве тоже жилось несладко. Когда Иван Грозный с Андреем Курбским вышли в поход на Казань, их проводниками как раз были местные жители, которые знали все тропы.
«Они понимали, что защиту нужно искать у централизованного государства, столицей которого была Москва. Именно русские князья освободили народы Поволжья, –
утверждает Владимир Первушкин. – Но мудрость наших правителей была и в том, что они не делали из жителей новых территорий людей второго сорта. Та же Европа могла бы поучиться у нас тому, как могут уживаться вместе разные народы с разными вероисповеданиями. Если поволжский феодал переходил в православие, то у него сохранялись все привилегии. Монголы не были такими щедрыми. После утверждения крепостного права, лишь 10% поволжских народов можно было назвать крепостными. Остальные считались государственными крестьянами и от самодурства помещиков не страдали».