Примерное время чтения: 14 минут
145

«Арлекин» и другие. Глава театральной студии о ТикТоке, шоу-бизнесе, слезах

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12. АиФ-Пенза 22/03/2023

В финал Фестиваля детских и молодёжных коллективов «Театральное Приволжье», инициированного полномочным представителем президента России в ПФО Игорем Комаровым, вышли и представители сурского края – артисты зареченский театральной студии «Арлекин». На суд жюри они представили свою  постановку «Нежнее нежного».

Почему в жизни всегда есть место романтики? Как влияет Тик-Ток на юных артистов? Как распознать талант в ребенке? На вопросы  penza.aif.ru ответила основатель и руководитель студии, режиссер и актриса ТЮЗа Заречного Наталья Кучишкина.

Прикоснуться к красивому

Ирина Акишина, penza.aif.ruНаталья, на фестиваль «Театральное Приволжье» вы с воспитанниками вышли со спектаклем «Нежнее нежного». Это очень романтичная постановка. Она актуальна в наше непростое и суровое время?

Наталья Кучишкина: Выбранный материал подходит для исполнительниц, которые принимают участие  в постановке, - девушек-подростков с тонкой душевной организацией. Что касается зрителя, то он приходит к нам разный. Кому-то нужно драму, кому-то - комедию, а кому-то хочется прикоснуться к чему-то свежему, красивому.

- В спектакле использованы стихотворения Анны Ахматовой, Зинаиды Гиппиус, Марины Цветаевой. Произведения Серебряного века прячут  в себе много символов, образов. Ваши девочки их понимали?  Может быть, вам приходилось что-то доказывать, трактуя произведения, а артисты с вами спорили?

- Для педагога по сценической речи Софьи Сергеевны Жидковой было важнее помочь девушкам понять, как читаются стихи, как язык поэзии отличается от языка прозы. Для современного человека, который привык разговаривать короткими, резкими фразами, непросто перейти на плавную речь, недосказанность, рифму.

Нежнее нежного создавался специально для юных артистов - девушек-подростков.
«Нежнее нежного» создавался специально для юных артистов - девушек-подростков. Фото: ТЮЗ г. Заречный Пензенской области

- В московских спектаклях часто используют различные спецэффекты. А для речевой характеристики героев … рэп. У вас такого нет. Специально от этого уходили?

 - В Москве профессиональные театры, в них выступают артисты, которые перешагнули школу. А мы пока находимся на базе школы, первой ступени. Мы с ребятами познаем то, что задано Константином Станиславским, Зиновием Корогодским, Юрием Завадским (известные режиссеры, театральные педагогиКорр.), а дальше они могут идти, экспериментировать. Главное, чтобы была база, хорошая классическая школа.

Досье
«Театральное Приволжье» – окружной общественный проект. Он направлен на популяризацию молодежного театрального искусства и расширение культурного кругозора молодых людей, поддержку и развитие любительских коллективов, сохранение лучших театральных традиций. Театральный фестиваль проводится для двух категорий участников: детские театральные коллективы (возраст 6-17 лет включительно) и молодежные театральные коллективы (возраст 18-35 лет включительно). Лидеры заключительного этапа окружного Фестиваля – детская и молодежная студии получат гранты на новые спектакли. В этом году грантовый фонд увеличился (1 место – 250 тыс. рублей, 2 место – 200 тыс., 3 место – 150 тыс. рублей).

Как заплакать

- Режиссер одного из известных российских фильмов рассказывал, что делал, чтобы заставить главного героя, мальчика, расплакаться. Вместе с коллегами мужчина разыграл сцену, в которой маму ребенка выгоняют со съемочной площадки. Малыш расплакался, камера поймала нужный кадр. А вы как добиваетесь от своих воспитанников нужных эмоций?

- Мы даем ребятам понять, что эмоция вторична. На сцене мы выполняем свои задачи, а эмоция появляется опосредовано, по пути к ней. В кино сразу надо идти на результат, и там не думают о процессе. А для нас процесс важен.

Мои девочки, бывает, расстраиваются, когда сыграли не так, как мы репетировали. На что я им говорю: «Ты никогда не прочитаешь так, как ты читала вчера. Ты сегодня другая. У тебя другое дыхание, другая  температура тела, другая атмосфера вокруг. Это будет новый спектакль, новая история». Этим и интересен театр: можете сколько угодно ходить на один и тот же спектакль, но вы никогда не увидите два одинаковых представления.

- Были какие-то материалы, которые оказались трудными для ребят?

- По моему ощущению, мы пока не справляемся с современной драматургией. Да, мы взяли гран-при на «Брянцевском фестивале» за постановку как раз в этом направлении. Но это исключение.

- Среди взрослых артистов нередко бывает не совсем здоровая конкуренция. А как чувствуют себя ребята, которым не дали главную роль, а в очередной раз оставили в статистах? Конфликтов не бывает?

- Первые два года мы занимаемся тем, что растим команду. Мы приучаем ребят к тому, что театр – это коллективное творчество. На первом собрании мы говорим: «Мы вас не отсматриваем, но дальше вы сами столкнетесь с критериями, которые для нас важны». Один из них – уважение к партнеру. Если ребята не принимают условия, в которых варится театр, они уходят сами.   

Студия Арлекин: воспитанники и педагоги.
Студия «Арлекин»: воспитанники и педагоги. Фото: ТЮЗ г. Заречный Пензенской области

- Подростки нередко любят экспериментировать со своей внешностью. Вы своим воспитанникам позволяете это делать? Может быть, сами советуете: «Тебе нужно сделать каре, подстригись завтра»?

- Когда спектакль уже готовится к выходу, артисты, и юные, и опытные, уже понимают:  какому историческому времени будет посвящено представление, каков будет образ героя. Если мы играем Достоевского, то девочки знают, что им не стоит записываться ни на маникюр, ни на педикюр (потому что артисты в этой постановке выступают босыми), мальчики не стригут волосы. Как правило, ребята сами спрашивают: когда им можно подстричься, когда и какие будут спектакли. И мы, взрослые артисты, сначала смотрим на план, а потом для себя решаем, можем ли мы делать яркий маникюр, когда стоит идти к парикмахеру. А если артисту приходится внезапно замещать коллегу, то, чтобы войти в образ, приходится порой и ресницы снимать, и ногти стирать. Были такие случаи.

Кадр из видеозаписи спектакля Нежнее нежного.
Кадр из видеозаписи спектакля «Нежнее нежного». Фото: ТЮЗ г. Заречный Пензенской области

Из соцсети к успеху?

- Сейчас почти у всех ребят есть свой аккаунты в соцсетях, и они выкладывают туда свои фотографии, (особенно благодаря этому был популярен Тик-Ток). И там каждый сам себе и режиссер, и сценарист,  и актер. Такое интернет-творчество помогает или мешает в становлении артиста?

- Вот вы сейчас сами сказали: САМ СЕБЕ режиссер, артист. То есть подросток не выходит в социум, он работает один на один с камерой. И там, сам с собой, он свободен, но когда он выходит на сцену, соединяется  с теми, кто на него смотрит, с теми, кто с ним взаимодействует, все меняется. Ребятам очень тяжело дается невербальное общение, им тяжело взаимодействовать с партнером, удерживать внимание зрителей.

Очень остро стоит проблема внимания и памяти. Особенно слуховой. То, что ловится на слух, становится для подростков информацией, которую они не могут усвоить. Они легче воспринимают визуальные образы, картинки. Теряется координация моторики и мысли. Ребятам очень трудно что-то делать руками и при этом говорить.

- А в соцсетях перед камерой они и поют, и танцуют…

- А если поставить перед полным залом, то все прыжки превратятся в ужимки. Конечно, в том же ТикТоке много ребят, которые где-то занимаются: в танцевальных коллективах, в цирковых и театральных студиях. Они приходят домой после занятий, и им хочется дальше раскрывать свой потенциал, они пытаются показать миру, чему научились. И тогда также загружают свои видео и фото.

- Это хорошо?

- А почему бы и нет. Можно и так. Мои ребята тоже выкладывают фото, мини-фильмы. Но там интересные образы, истории. Они показывают, что вокруг них большой мир и они лишь проводники прекрасного. Ни разу не видела, чтобы в постах кто-то из моих воспитанников демонстрировал себя и требовал: «Посмотрите на меня. Я такой хороший!»

- Сейчас подростки снимают видео, выкладывают его в соцсети и надеются, что их там заметят, и они скоро начнут много зарабатывать. Почему так выросло число желающих попасть в шоу-бизнес? Нынешнее поколение более талантливо в этой сфере? 

- Я думаю, что это страх перед серьезным делом. Занятие медициной, IТ-технологиями, экономикой и т.д. требуют знаний, изучения наук. И, возможно, та часть молодежи, о которой вы говорите, боится такой нагрузки. Им хочется чего-то быстрого и легкого. Им кажется, что легче поступить в театральный вуз, а потом попасть в кино, чем 10 лет учиться на хирурга или стоматолога. Но те ребята, которые не просто пришли в нашу студию, а именно задержались, и много лет с нами варятся в творческом процессе, понимают, что актерский труд очень тяжелый.  По энергозатратам сыграть спектакль - это как 6 соток картофеля посадить. За одно представление можно потерять 2 килограмма. Правда, быстро сброшенный вес так же быстро набирается к следующему спектаклю.

Артисты, участвующие в спектакле Нежнее нежного
Артисты, участвующие в спектакле «Нежнее нежного» и их педагоги. Наталья Кучишкина в верхнем ряду, в самом центре. Фото: ТЮЗ г. Заречный Пензенской области

- Нередко приходилось слышать от мэтров, что участие в сериалах, кино портит артистов театра. Согласны с этим мнением?

- Основа актерской породы – это, прежде всего, любопытство. Посмотрите на звезд, они готовы пробовать себя везде. У того же Сергея Безрукова и съемки в кино, и выступления в спектаклях, и своя школа, и руководство театром. Да, возможно, он занимается таким количеством проектов, чтобы получить финансовую независимость, потому что работа в театре ее не дает. Но Безруков не берется за предложения только ради денег. И потом, чем может испортить кино?

- Говорят, что в кино можно снять 10-20 дублей, а в театре приходится сразу играть без ошибок.

- Чтобы тебе позволили переснять 20 дублей, ты должен быть Сергеем Безруковым. Но ему на самом деле столько дублей и не нужно. Я помню, как в одном из интервью ему задавали вопросы:  легко ли ему заплакать в кадре. И он отвечал: «Моя психика - мой инструмент. Я могу заплакать, прямо сейчас, скажите, из какого глаза должна слеза пролиться».

Возраст для искусства

-  Сейчас есть платные театральные студии, которые принимают дошкольников. Не рано отдавать ребенка в таком возрасте?  

- Все, что касается маленьких детей, идет от родителей. Мама слышит, что ребенок поет, и ей кажется, что ее малыш будет великим певцом. Но на самом деле все дети поют. Ребенок участвует в ролевых играх, и родители решают: он будет прекрасным актером. Но так развивается каждый дошкольник. Конечно, профессиональный педагог сразу определит, есть ли данные у малыша. Но надо ориентироваться и на то, как сын или дочь относится к тому процессу, в который его хотят вовлечь. Сами по себе занятия в подобных студиях не несут ничего плохого. Родители отрывают ребенка от телевизора, от телефона, и куда-то его направляют. Молодцы! Но все должно быть в меру. Когда родитель пытается свои амбиции реализовать с помощью ребенка, то бывает, что дошкольник не выдерживает.

Наша студия изначально создавалась не для того, чтобы зарабатывать. Студия «Арлекин» – это кузница кадров для зареченского ТЮЗа и со своей задачей она справляется.

- Один из спектаклей, который вы ставили, был благотворительным, где в роли актеров выступали чиновники. С кем тяжелее работать: с госслужащими или с детьми?

-   И там, и там – неопытные люди, которым я должна помочь. Со взрослыми я работаю, используя разум. С детьми – с помощью игры, тактильных вещей.

- А на сцене подчиненные не оглядывались, например, на мэра города, на то, как он играет, как оценивает их выступление.

- Бывало, поглядывали, но за кулисами. В театре, они это хорошо понимали, есть один человек, который несет за все ответственность – это режиссер. Он главный. Не важно, кто ты по чину, здесь пиджаки сняты. Отыграв спектакль, наши чиновники понимали, что театр это очень непросто. Со сцены выходили мокрые, рубашку можно было выжимать, они удивлялись: «Мы ведь даже не танцевали». На сцене всем приходится выкладываться по полной: и  взрослым, и детям.

Блиц-опрос

- Почему ваш ребенок не выступает в студии «Арлекин»?

- Мы пробовали с сыном заниматься сценическим искусством, но он понял, что это не его. И в этом нет ничего зазорного, важно сделать для себя в том числе и такой вывод. Хотя зачастую дети артистов часто становятся актерами, потому что не видят другого пути. И даже в нашем маленьком театре есть несколько семейных династий.

- Считается, что у актрис есть свои особые секреты, которые позволяют им долго оставаться молодыми и очаровательными.  Свои тайны не раскроете?

- Это интерес к жизни, важно, чтобы глаза блестели. Ни подтянутые щеки, ни накачанные скулы не сделают твое лицо привлекательным,  если ты не радуешься весне, если тебя не веселит твой кот, если утром не хочется идти на работу.

Читайте нас в Telegram-канале «АиФ-Пенза», социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники», на канале Яндекс.дзен.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах