Стены её гримёрки в пензенском драматическом театре расписаны до потолка. Гоша Куценко, Александр Панкратов-Черный, Чулпан Хаматова и многие другие артисты оставили ей свои автографы и пожелания. Её называют легендой Пензенского областного драматического театра им. А.В. Луначарского и примером высочайшего актерского мастерства. Пяти минут общения с ней хватает для того, чтобы на весь день зарядиться чем-то добрым и лучистым.
Накануне 15 апреля, международного дня культуры, народная артистка РФ, обладательница несчётного количества наград Галина Репная ответила на вопросы penza.aif.ru.
Влюбилась в театр
Ирина Акишина, penza.aif.ru: Галина Евгеньевна, вы получили звание заслуженной артистки, народной артистки. Но у вас нет театрального образования?
Галина Репная: Да, образования нет. Как попала в театр? Мне повезло. Мой папа-фронтовик был завклубом в деревне в Краснодарском крае. Папа организовывал концерты с жителями деревни. Мне очень нравилось, как они играли. После того, как я закончила ремесленное училище, меня направили в Кисловодск. Там увидела спектакль и навсегда полюбила театр. Меня приняли потом в театральную студию при клубе строителей. Я играла много спектаклей, с ними объездила все санатории Кавказских Минеральных Вод. На одном из спектаклей меня заметил режиссер Михаил Юфа и пригласил в пензенский театр.
Как училась? В театре стояла за кулисами и смотрела, как играют пензенские мэтры. Они были моими университетами. Я у Людмилы Лозицкой (народной артистки РСФСР. – Корр.) научилась всему. Я и сейчас учусь. Хожу на гастролирующие антрепризы. Иногда они мне нравятся, иногда нет. Мое последнее потрясение - Виктория Толстоганова, спектакль «Это всё она». Я смотрела и думала: «Потрясающая актриса, тонкая, глубокая. Таких мало». Плакать умеют многие, но если ты пустой внутри, зрители тебе не поверят.
- Были роли, от которых вы отказывались?
- Мы люди подневольные, права отказываться у нас нет. Был спектакль «Как удачно выйти замуж в Пензе», его ставила приезжий режиссёр. Я видела, что она ничего не понимает и не знает, зачем ставит этот спектакль. И материал был плохой. Я отказалась. Мою роль сыграла другая актриса, спектакль прошёл всего два-три раза.
- Современные постановки умеют удивлять нетрадиционностью подходов…
- Я не против современных постановок. Но когда Чехов писал «Три сестры», он, наверное, знал, о чем писал. Если ты режиссёр, закончивший театральный институт, ставь, как хотел Чехов. Зачем раздевать догола актёров? Это придаёт твоему спектаклю какой-то глубокий смысл? Не придаёт. Это просто пошлость.
Постоять на голове
- Сейчас детей очень манит шоу-бизнес. Нередко эти желания подогреваются и амбициями родителей. В нашем регионе работает много студий, творческих коллективов, которые стараются, чтобы их воспитанники стали участниками шоу на федеральном ТВ. Так вот там с ребятами нередко очень строги. Путь к успеху всегда такой?
- Ну какая дисциплина у маленьких детей? Ко мне в «Первую скрипку» (лабораторию актерского мастерства при драмтеатре. – Корр.) ходят ребята с семи лет. Некоторые ещё читать не умеют. Я веду самую младшую группу. И я замечаю, что нет смысла кричать на ребёнка, когда он шалит. У меня внук такой же.
Детей надо любить. Даже тех, кто плохо себя ведёт. Не стоит акцентировать внимание на их плохом поведении. Надо им спокойно объяснять. Пройдёт время, и они всё поймут. У них в школе очень строго, и когда они приходят в «Первую скрипку», им хочется походить на голове. Я не против этого. Сейчас много гиперактивных мальчиков. Им нужна какая-то разрядка. Когда начинаются занятия, вся гиперактивность уходит, и они сидят спокойно.
- А им интересны те роли, которые вы предлагаете? Подрастающее поколение нередко равняется на героев Марвел. А в театре совсем другое.
- Я ставила спектакль «Кошкин дом». И одной девочке дала роль свиньи. Она расплакалась: «Нет, не хочу я свинью играть». Пришлось отдать роль другой девочке. И она так сыграла, что та, которая отказалась от роли, заявила: я тоже хочу играть свинью.
- У нас много артистов за последние два года уехало из страны. Вы как к этому относитесь? С некоторыми вы были хорошо знакомы…
- Вот ты уехал из страны. Ну и бог с тобой. Но зачем ты гадости пишешь о Родине, о своих коллегах, о своих партнёрах? Ты же здесь кормился, вышел в люди, играл центральные роли, получал деньги.
- Есть же мнение, что страна много потеряла с отъездом этих людей, в первую очередь в сфере культуры…
- Это не страна потеряла, это они потеряли Россию. У нас очень много талантливых людей. Я вижу, что среди мальчиков и девочек, которые ко мне приходят, есть те, у кого большое будущее в театре. У нас очень талантливый народ. А тем, кто уехал, – бог им судья.
Блиц-опрос
- Расскажите, как вам, актрисе, удаётся оставаться в форме? Пирожные и пирожки совсем не едите?
- Пирожные не люблю, а пирожками с яблоками могу себя порадовать. Но если знаю, что мне завтра на сцену выходить, а я могу не влезть в пошитый костюм, то лучше не надо есть.
- Народная артистка России по дому всё сама делает?
-. Я приглашала как-то женщину мне помогать. Но я же такая противная, мне всё не нравилось, как она делала. Поэтому домашние дела я никому не доверяю. Я сама в силах и в магазин сходить, и полы помыть.
- Когда выходят на пенсию, часто увлекаются дачей. Вас это коснулось?
- У меня дачи нет. Но когда приезжаю к сестре в Краснодарский край, я с удовольствием поливаю её огород. Включаю шланг, стою босиком на земле и ловлю кайф.