Застройка без правил
- Ирина Аркадьевна, не секрет, что городские посадки находятся сегодня далеко не в лучшем состоянии. Интенсивная застройка, развитие дорожной сети, вырубка лесов и парков – все это дает основания говорить, что у нас существует тенденция к сокращению зеленых зон. Так ли это на самом деле?
- Да, исходя из собственного опыта работы могу заключить, что такая тенденция действительно существует. Она обусловлена сразу несколькими факторами.
В первую очередь сократилось количество зеленых зон вокруг домов. Это связано с тем, что земля под застройку сегодня дорогая, а озеленение – это как раз то, на чем легко можно сэкономить. К тому же большинство строительных организаций имеет собственные лицензии на проведение подобных работ. Соответственно, к нам они не обращаются, все делают сами. И делают в большинстве случаев абы как. Я неоднократно уже сталкивалась с тем, что деревья сажаются прямо в строительный мусор, просто присыпанный сверху землей. За саженцами никто не ухаживает, они чахнут, гибнут. Вот и получается, что на бумаге озеленение территории есть, а на практике нет.
Конечно, так происходит не везде. Как правило, озеленение проводится на закрытых территориях внутри дворов – там организуются небольшие площадки, высаживаются деревца, все красиво и хорошо. Но таких примеров, к сожалению, все-таки меньше.
- А вторая проблема?
- Вторая проблема в том, что озеленению вообще уделяется очень мало внимания при планировании застройки. Повторюсь, земля сегодня дорогая. Поэтому строительные компании стараются пустить ее в оборот всю без остатка. Дома ставятся вплотную к дорогам, вплотную друг к другу, на какие-то зеленые уголки – скверики, парки – просто не остается места. А если где-то и закладывается небольшой свободный карман, то под ним обязательно проходят коммуникации, а на коммуникациях, как вы знаете, сажать ничего нельзя.
Ну, и третья проблема заключается в том, что мы не только не можем обустраивать в городе новые зеленые зоны, но и теряем старые. В большинстве случаев это, опять же, происходит по причине экономии денег. Всегда проще срубить несколько деревьев, чем тянуть коммуникации в обход или расселить и снести какое-то ветхое здание и отдать под застройку освободившиеся площади. Взять, например, сквер имени Белинского на улице Московской. Он маленький, но очень красивый и уютный, а кроме того представляет собой одну из немногих сохранившихся до наших дней исторических парковых зон. Но от него постоянно отрезают кусочки – с одной стороны открыли магазин, с другой разбили парковку. В результате деревья вырубаются, сквер становится меньше. Почему так происходит? У меня нет ответа на этот вопрос.
- Как с этим обстоят дела в других городах? Или такая ситуация сложилась только в Пензе?
- К сожалению, эта проблема так или иначе касается всех периферийных городов. Свободной земли мало, застройка плотная, а расширяться нужно – естественно, от этого страдают в первую очередь зеленые зоны. В Москве или Питере дела, конечно, обстоят иначе. Там работают на перспективу.
- Что с этим можно сделать?
- Я думаю, одним из возможных решений могло бы стать более тесное взаимодействие между разными ведомствами – архитектурой, лесным хозяйством, нашим МУПом. Сейчас мы, к сожалению, разобщены, какая-то совместная работа проводится крайне редко. Почему так происходит – вопрос не ко мне. Но дело мы делаем одно, и проблемы у нас одни.
Вопросы перспективы
- Все чаще сильный ветер становится причиной серьезных проблем: деревья, не выдержав его напора, ломаются, рвут провода электропередач, падают на автомобили. В связи с этим хочется узнать, в каком состоянии находятся деревья? Сколько старых и сколько больных?
- Опять же, мы не можем точно ответить на этот вопрос, потому что у нас не проводится мониторинг. В больших городах существуют специальные комиссии, состоящие из специалистов разного профиля. Эти комиссии занимаются тем, что при помощи специальных приборов обследуют деревья и выясняют, какие из них старые, какие болеют и чем. Соответственно, на основании этих данных строится вся дальнейшая работа. Составляется план – какие деревья и когда нужно заменить, какие вылечить, что для этого нужно. Но чтобы создать такую комиссию, нужны большие финансовые вложения, которых мы себе пока, к сожалению, позволить не можем. А обследовать все находящиеся в нашем ведении деревья вручную, разумеется, невозможно.
- Каких деревьев в Пензе больше всего и почему?
- У нас растут клены, ясени, березы. Очень много тополей – их высаживали еще пятьдесят лет назад в рамках программы быстрого озеленения города. Живут они от восьмидесяти до ста лет, но сейчас мы их активно вырубаем.
Дело в том, что на здоровье и срок жизни дерева очень сильно влияет экологическая обстановка. У нас она, скажем откровенно, не самая здоровая. Много транспорта, много больших предприятий, очень сильно загрязнены воздух, вода и почва. Все это, конечно, сказывается на посадках. Например, каштаны и березы чувствительны к выхлопным газам, они быстрее стареют, если их высаживать вдоль дорог. Дубы мы в городе вообще не сажаем. Это очень красивое дерево, но ему необходим чистый воздух, иначе оно просто погибнет.
- Так все же может ли Пенза снова стать самым зеленым городом Поволжья? Или это несбыточные мечты?
- Я думаю, все возможно. Люди у нас есть, есть опыт, есть время. Каждый год мы высаживаем новые деревья, раздаем саженцы предприятиям и жителям города. Наш директор, Александр Иванович Кильгянкин, большое внимание уделяет вопросам озеленения. Еще бы чуть больше финансов, и тогда можно было бы уверенно строить планы на будущее.
Смотрите также:
- О чем расскажет береза? Почему методы «лечения» экологии не работают →
- Политика человечности. Как удержать цены на лекарства →
- Монетизация фантазий. Зачем Пензе бизнес-инкубаторы →