На горячем ходу. Почему сломались кондиционеры в троллейбусах Пензы?

Анна Логинова / АиФ

94 троллейбуса, приехавшие с уфимского завода (АО «УТТЗ»), стали символом транспортной реформы, проводимой в регионе. Но летом поездка в новых машинах стала похожа на поход в сауну.  

   
   

Рейс выживания

На сайте госзакупок можно найти проект контракта на поставку троллейбусов в Пензу. В документе обозначен размер оплаты – 2,4 млрд рублей. Деньги, как заявлялось, были выделены за счёт инфраструктурного кредита. Одна машина стоит более 20 млн рублей. Обговаривалось, что троллейбусы должны быть оборудованы кондиционерами.

«В салоне 38 градусов (тепла), это прекратится когда-нибудь?», «Поездка в троллейбусе – это рейс выживания», - с начала лета жители Пензы не прекращали жаловаться на новые машины в соцсетях. 

«В 105 троллейбусе на вопрос «Почему не включают кондиционер?» кондуктор ответила: «А он не тянет». Что это за кондиционеры такие?!» - недоумевали пензенцы.

Это кондиционеры АРКОН МК-5Э, специально разработанные для электротранспорта. Выпускаются на липецком заводе, именно они и установлены на троллейбусах, приехавших из Уфы. На плохую работу кондиционеров в новых троллейбусах 
«УТТЗ» жалуются не только в Пензе, но и в Новосибирске. Там закупили машины на ещё большую сумму – 4 млрд рублей. И там также душно в салонах.

Может, в нашей стране ещё не научились делать кондиционеры? Минцифры региона утверждает, что «в соответствии с действующим законодательством обязанность у перевозчиков по оборудованию салонов т/с кондиционерами не предусмотрена». И сейчас в качестве вентиляции рекомендуют использовать люки и форточки.

«Кондиционер  – несложное устройство. Отечественные легковые автомобили уже научились оборудовать более-менее приличными системами климат-контроля. Не думаю, что могут возникнуть проблемы и с производством кондиционеров для троллейбусов», - обращает внимание директор автошколы, специалист по направлениям «техобслуживание и ремонт автомобилей», «автомобиль и автохозяйство» Руслан Габитов.

   
   

Поломки по ГОСТу?

В Министерстве цифрового развития, транспорта и связи региона в ответ на запрос penza.aif.ru подтвердили: кондиционеры в уфимских машинах соответствуют ГОСТу и техническим требованиям, указанным в госконтракте. 

«Вместе с тем в процессе эксплуатации троллейбусов выявляются недостатки в работе кондиционеров, требующие проведения ремонтных работ. В адрес АО «УТТЗ» направляются рекламационные акты с содержанием выявленных фактов. Заводом-изготовителем в рамках гарантийных обязательств принимаются все необходимые меры для оперативного ремонта кондиционеров», - добавили в министерстве.

Причины поломки не назвали. Но на духоту в салонах пассажиры жаловались ещё прошлым летом, когда в регион прибыла первая партия машин.
Почему неполадки не исправили сразу?

«Большая часть транспортных средств проходила процедуру приёма в зимнее время, выявить неисправность не представлялось возможным ввиду низких температур», - пояснили в министерстве.

«Ни один автомеханик не будет ремонтировать машину при 20 градусах мороза. Именно для этого в каждом уважающем себя автотранспортном предприятии есть отапливаемые боксы, - продолжает Руслан Габитов. - В них можно было зимой загнать троллейбус и посмотреть, исправно ли работает оборудование». 

Солнце не обидит

«По информации перевозчика, на данный момент неисправность системы кондиционирования устранена на 32 троллейбусах. Всего в наш регион прибыло 94 новых троллейбуса. Ремонтные работы проводятся в ночное время, так как в рабочее не представляется возможным снять машины с маршрута», - ещё две недели назад отчитались в Единой дежурной диспетчерской службе.

«Я постоянно езжу на «семёрке», только один раз за всё время удалось попасть в троллейбус, где работает кондиционер, - утверждает жительница города Анастасия П. – Мне трудно поверить, что починили каждую третью машину. Я вижу, что троллейбусы, которые ходят по другим маршрутам, ездят с открытыми форточками. Значит, там также душно».

Открытые форточки и стали предметом обсуждения: мол, именно из-за них, а ещё из-за небывалой жары и могли сломаться кондиционеры.

«У нас почему-то бытует мнение, что если ехать в машине с включенным кондиционером и открытыми окнами, то кондиционер сломается. Но это неправда, - отмечает Руслан Габитов. – Кондиционер – не холодильник, он работает по-другому. Даже если окна в машине открыты, он будет гнать холод. Другое дело, что этого холода может не хватать. Но ломаться кондиционер не должен».

В характеристиках к устройству АРКОН МК-5Э указано: «для условий окружающей среды + 35°С».

Также обращается внимание: «в случае попадания прямых солнечных лучей тепловая нагрузка на автобус будет быстро увеличена, и соответственно увеличится нагрузка на кондиционер, что может снизить эффект и скорость охлаждения». О том, что высокая температура за бортом может привести к поломке – ни слова.

Зато производитель предупреждает: фильтры испарителей нужно чистить не реже одного раза в месяц. 

«У нас часто возникают проблемы с обслуживанием оборудования, не всегда хватает грамотного персонала, - отмечает Руслан Габитов. - Не во всех случаях есть подробные инструкции по эксплуатации. Именно из-за этого нередко и возникают поломки».

На сайте компании, к которой относятся пензенские троллейбусы, представлен список вакансий. Он обширный: от ученика водителя до слесаря и электромонтёра. 

Ситуацией с троллейбусами, похоже, недовольны не только горожане. Губернатор своим указом передал сферу транспорта от минцифры минстрою региона. Теперь за транспортную реформу будет отвечать один из самых опытных членов правительства Александр Гришаев. «Уж он-то догадался бы, как зимой проверить, работают ли кондиционеры», - язвят пензенцы в соцсетях.