Экс-губернатор Пензенской области Иван Белозерцев получил 12 лет лишения свободы в колонии строго режима, основатель компании «Биотэк» Борис Шпигель - 11 лет. Также каждому из них назначили штраф на сумму более чем в 450 млн рублей (15-кратный размер взятки) и лишили госнаград. Прокурор просил дать Белозерцеву 13 лет.
Брал лично и через посредников
От ареста до вердикта суда прошло три года.
Новость о том, что арестован губернатор Пензенской области Иван Белозерцев, появилась 21 марта 2021-го. В этот день СКР сообщил о задержании главы региона. Было опубликовано видео задержания, а затем и обыска у Белозерцева – прямо в его рабочем кабинете.
В отношении Белозерцева, а также Бориса Шпигеля, возглавляющего группу фармацевтических компаний «Биотэк», и других лиц было возбуждено уголовное дело. В зависимости от роли каждого они были признаны виновными в посредничестве во взяточничестве, в получении взятки в особо крупном размере, в даче взятки в особо крупном размере. Причем давали взятку, как указал следком, «организованной группой». Такая формулировка не часто встречается в приговорах у жителей Пензенской области. Она показывает размах деяний губернатора и других осужденных.
«Незаконное вознаграждение предназначалось за обеспечение заключения органами и учреждениями здравоохранения Пензенской области государственных контрактов с ОАО «Фармация» на оказание услуг по приемке, контролю качества, хранению и доставке лекарственных препаратов, а также за общее покровительство коммерческой деятельности группы компаний «Биотэк» в Пензенской области», - указывает СКР России.
Следователи доказали, что с экс-губернатором расплачивались не только деньгами, но и дорогими подарками. Например, поездками на автомобиле представительского класса (изначально назывался Mercedes V250D) и дорогими швейцарскими часами (ранее указывалось, что речь шла о Breguet за 5,7 млн рублей).
Презенты от Бориса Шпигеля, его жены Евгении и директора ОАО «Фармация» Антона Колоскова передавались лично и через посредников: водителя Ивана Белозерцева Евгения Маркова, родственника экс-губернатора Федора Федотова.
Указывается период, когда выплачивалось «вознаграждение»: с 3 июня 2019 по 29 сентября 2020 года.
А еще был пистолет
«Коммерсантъ» писал, что Ивана Белозерцева проверяли на причастность к другим преступлениям, из-за которых регион мог потерять около 3 млрд рублей. Речь шла о суммах, выделенных на реализацию федеральных целевых программ. Упоминался капремонт лифтов и ремонт дорог. Но обвинение по данным фактам не предъявлялось.
Зато в деле появился другой эпизод: у Белозерцева при обыске в его кабинете в правительстве Пензенской области был изъят пистолет. Из-за него экс-губернатора признали также виновным в незаконном приобретении и хранении огнестрельного оружия и боеприпасов.
На протяжении всего времени защита Ивана Александровича пыталась добиться того, чтобы экс-губернатора отпустили под домашний арест. Но ни одна из этих попыток не увенчалась успехом: почти три года, пока дело расследовалось, а потом рассматривалось в суде, Иван Белозерцев находился в СИЗО «Матросская тишина».
А при чем тут Шпигель?
Тех, кто следил за делом Белозерцева, интересовал вопрос: при чём здесь Борис Шпигель? А он на протяжении многих лет был тесно связан с Пензенской областью. Являлся сенатором от региона, организовал в сурком крае сеть частных клиник, которыми жители пользуются до сих пор. ОАО «Фармация» - одна из крупных фармацевтических компаний в регионе. Согласно сайту деловой информации www.rusprofile.ru, выручка компании росла с 2017 года, в топе ее заказчиков - пензенский минздрав и областная больница им. Н. Бурденко. Фирма была постоянным участником госзакупок с лекарствами.
«Папе» «Фармации» - «Биотеку» тоже очень везло госконтрактами. «Форбс посчитал»: «Биотек» входит в топ-10 фармацевтических компаний России, при этом на госзакупки у него приходится 89% оборота. Правда, заключаемые контракты вызывали вопросы. Зимой 2021 года, в разгар пандемии, прокуратура и минздрав принимали жалобы от жителей Пензенской области, которые не могли получить лекарства. Тогда многие лечились на дому и медпреппараты им должны были доставлять бесплатно. Penza.aif.ru писал: в том, что происходит на госзакупках, должны разбираться надзорные органы. И в ценах на лекарства, и в том, почему на аукционах выигрывали одни и те же поставщики.
140 томов и 10 миллиардов
В суде дело начали рассматривать только весной 2023-го. Оно насчитывало 140 томов, по нему было допрошено 155 свидетелей.
Параллельно с уголовным делом суд также рассматривает гражданский иск от Генпрокуратуры. Она требует взыскать 9 миллиардов 913 миллионов 729 тысяч 330 рублей. В СМИ указывали, что это та сумма, на которую, по мнению надзорного органа, были заключены контракты с нарушением законодательства.
В качестве ответчиков указаны Иван Белозерцев, Борис и Евгения Шпигели, Антон Колосков и несколько фармкомпаний. Сколько взыщут с каждого из них, неизвестно. Иван Александрович на заседания не появляется: как удалось выяснить penza.aif.ru, он не изъявляет желания присутствовать на них. Сейчас дело, по настоянию прокуратуры, начали рассматривать в закрытом формате.
Не в то время и не в том месте
Новость о том, что губернатор Пензенской области Иван Белозерцев замешан в коррупционном скандале и обвиняется в крупной взятке, прозвучала как гром среди ясного неба. Иван Александровичу периодически напоминали про «бордюрные заводы», которые якобы принадлежали ему или его сыновьям. Говорили о ритуальном бизнесе. Но дальше разговоров дело не заходило. А что касается слухов, так их много ходило и вокруг предшественника Белозерцева - Василия Бочкарева. Но официального обвинения в коррупции Василию Кузьмичу так и не предъявили.
Иван Белозерцев говорил с пензенцами много и подолгу, был простым в общении, активно вёл соцсети, часто выезжал «в поля». Привлёк в регион много крупных инвесторов. Умел расположить к себе.
Настроение в регионе изменилось после того, информагентства показали найденные при обыске почти 0,5 млрд рублей наличными. Всплыли детали о незадекларированном имуществе губернатора: украшениях, посуде, ювелирных изделиях, оружии... Его общая стоимость превысила 277 млн рублей.
Кроме того, следком сообщил, что наложил арест на 61 (!) объект недвижимости, принадлежащих Белозерцеву и его родственникам и более чем на 3,5 тыс. редких произведений печати и живописи у Шпигеля. Общая стоимость арестованного имущества у обвиняемых составила 1,8 млрд рублей. Именно за счет него должны выплачиваться штрафы, наложенные на виновных.
Больше Белозерцева не жалели.
Но понемногу страсти начали утихать.
Приговор не окончательный или обжалованию не подлежит?
«Приговор, на мой взгляд, суровый, – отметил эксперт в сфере уголовного права Роман Пророченко. – Скорее всего, он связан с тем, что бывший губернатор так и не признал вину. По всей вероятности, при вынесении приговора ему уже было зачтено время нахождения в СИЗО».
Защита пока не уверена, что будет оспаривать столь жестокий приговор, потому что оглашена лишь резолютивная часть решения суда. «Мы ознакомимся с мотивами суда и решим, как действовать дальше», – пояснил адвокат Ивана Белозерцева Алексей Шуварин.
В любом случае у Ивана Белозерцева остается шанс выйти раньше. «Для этого ему нужно не нарушать режим, и тогда его могут освободить за примерное поведение досрочно», - пояснил Роман Пророченков.