В сентябре стартовал новый сезон Высшей Хоккейной Лиги, где выступает пензенский «Дизель». Некоторые болельщики после полураспада команды в прошлом сезоне сомневались, что в этом году она выйдет на лед.
О напрасных страхах, влиянии пандемии и о том, стоит ли отдавать ребенка в хоккей читателям «АиФ-Пенза» рассказал генеральный менеджер «Дизеля», мастер спорта Сергей Лопушанский.
В «Дизеле» не первоклашки
Игорь Польских, «АиФ-Пенза»: Сергей Григорьевич, получается, что опасения болельщиков были напрасны?
Сергей Лопушанский: Конечно, напрасны. «Дизель» в сезоне стартовал и, несмотря ни на что, показывает довольно неплохую игру. В настоящее время команда работает в штатном режиме.
- Если сравнивать ситуацию в команде со школой, то по уровню игры «Дизель» сейчас в каком классе: в начальной школе, ближе к средним классам или к асам-выпускникам?
- Однозначно, команда состоит далеко не из первоклашек. Следует понимать, что она еще абсолютно новая, она строится. Сейчас идет период становления, налаживания связей, понимание требований тренера, тактических схем и так далее. В любом случае, делать какие-то выводы по первым матчам еще рано, все покажет сезон в целом. Мы же все понимаем, что от прошлогодней команды мало что осталось. Плюс к этому в межсезонье было потеряно много времени. Тем не менее, я уверен, что коллектив на сегодняшний день подобран боеспособный и на ближайших домашних играх пензенские болельщики в этом убедятся. Если в хоккей играют настоящие мужчины, то в пензенском «Дизеле» сегодня играют настоящие мужики, в которых я верю и на которых искренне надеюсь.
- Вы стали генеральным менеджером команды весной. С какими трудностями пришлось столкнуться при подготовке к наступившему сезону?
- Сейчас у всех одна трудность - это пандемия. В новых условиях приходится по-другому выстраивать подготовку к сезону. Даже с игроками приходится общаться с учетом всех новых требований. Были проблемы с недостаточным количеством контрольных игр. Дело в том, что когда мы приступили к работе, то у наших, так сказать, спарринг-партнеров график игр был уже спланирован. Но со всеми проблемами мы успешно справились.
- Насколько известно, не удалось провести и Кубок «Дизеля»?
- Да, некоторые команды, участие которых планировалось в Кубке, не верили, что «Дизель» будет существовать, и турнир станет проводиться. Кроме этого, отменилось и запланированное участие «Дизеля» на турнире в Казани - как оказалось, нас там не ждали по той же причине. Так что полноценной игровой практики у пензенских хоккеистов не получилось. Поэтому можно сказать, что именно на первые игры выпало налаживание игрового взаимодействия, отработка тактических задач.
Попасть в «десятку»
- Принято считать, что новым руководителям команд всегда дается некий карт-бланш на принятие решений. Если не секрет, на каких условиях в этом смысле вы согласились стать генеральным менеджером «Дизеля»?
- Никаких особых условий не было. Все было в рабочем порядке и никакие карт-бланши не оговаривались. Я работаю в тех условиях и с теми возможностями, которые есть на сегодняшний день.
- Как обстоит дело с финансированием команды?
- Пока все идет по заранее оговоренным графикам, задолженностей и задержек по оплате нет. Команда в полном объеме получает запланированные средства. Возможно, наш клуб - не самый богатый, но нашей стабильности могут позавидовать многие. А это один из основополагающих факторов.
- Все пока проведенные встречи «Дизель» играл с командами, которые в прошлом году вышли в плей-офф, то есть слабых соперников среди них не было. И опять же, говорить о том, что мы проиграли вчистую, нельзя - все поражения были в борьбе. Но, конечно, само качество игры команды пока хромает, есть моменты, в которых требуется доработка. Команда сражается, и хоккеистов, которые играть не хотят, в «Дизеле» нет.
- Почти во всех послематчевых интервью главный тренер Евгений Мухин обосновывал проигрыш «Дизеля» удалениями и тем, что нашей команде противостоял сильный соперник. Вы согласны с такими формулировками неудач?
- Проблема игры в неравных составах действительно есть, над ней работают тренеры. В ближайших играх мы увидим, какие были сделаны выводы. В то же время, думаю, то, что противостоящая нам команда оказалась сильным соперником, не должно звучать оправданием проигрыша.
- Опыт генерального менеджера у вас не очень большой, ваш тренерский стаж гораздо больше. Вы принимаете участие в «разборе полетов» команды в раздевалке?
- Скажем так: я не чиновник. Конечно, в частных беседах с игроками какие-то моменты разбираю. Но в работу тренерского штаба я не вмешиваюсь. Это вопрос этики.
- Можно ли сейчас назвать промежуточные и финальные задачи, поставленные перед «Дизелем»?
- Если я скажу, что перед командой поставлена задача выступить не хуже, чем в прошлом сезоне, то это не так. Команда, которая в прошлом году заняла третье место, строилась три года. Поэтому сегодня поставлена цель занять место не ниже десятого. Но основной задачей все-таки является попадание в плей-офф.
- Спустя полгода можно ли назвать конкретные причины развала прошлогоднего «Дизеля»?
- Эти причины так и остались для меня неизвестными. Просто иногда с различными командами время от времени так бывает, не нужно здесь искать подводных течений.
О высоких призовых
- Многие артисты в пандемию сетовали на падение уровня доходов из-за невозможности проведения концертов. Насколько хоккей зависит от существующих пандемических ограничений?
- Скорее всего, эти артисты лукавят. Думаю, на хлеб с маслом они всегда способны заработать. В финансовом плане пандемия на хоккеистах не отразилась, ведь каждый из них работает по условиям, предусмотренным контрактом. Конечно, отсутствие болельщиков негативно влияет на стимулирование самой игры, при поддержке с трибун играть веселее и приятнее. При болельщиках еще и ответственности у игроков больше.
- Не предвидится ли рост стоимости билетов на матчи?
- Не могу этого сказать, решение будет приниматься руководством стадионов. Клуб к ценообразованию билетов отношения не имеет.
- Ждать ли появления новых игроков в команде по ходу сезона? Будут ли сюрпризы?
- Селекция продолжается до самого конца заявочной компании. На сегодняшний день сюрпризов не ожидается.
- Если не секрет, сколько в среднем зарабатывает современный хоккеист клуба уровня «Дизеля»?
- О конкретных суммах, к сожалению, я говорить не могу. Но здесь надо понимать, что век хоккеиста из-за травм достаточно не долгий и работа, которую он выполняет, относится к спорту высоких достижений.
- Некоторые специалисты считают, что большие зарплаты портят игрока и что к хорошей игре его лучше стимулировать большими призовыми…
- Иногда большие деньги, высокие доходы игрока, особенно молодого, могут его испортить. Возможно, что система призовых могла бы сработать, но сейчас существует система контрактов, которая имеет свои плюсы в виде гарантированного дохода. Кроме этого, каждый игрок является профессионалом и не будет выполнять свою работу спустя рукава. Но если кто-то из родителей планирует отдать своего ребенка в хоккей, рассчитывая на получение им в дальнейшем большой зарплаты, то делать этого не стоит.
- Вы были игроком и шведского клуба. Насколько шведский хоккей отличается от российского?
- Отличие в подготовке. В европейском спорте во главе угла стоит здоровье нации, и только потом спорт высоких достижений. В отличие от нашего детского хоккея, там тренеры перед детьми до 12 лет не ставят задачи занимать первые места и выигрывать чемпионаты. Но наша школа и система подготовки спортсменов одна из лучших в мире. Поэтому российский хоккей был, есть и будет на лидирующих мировых позициях.
- Какая игра стала для вас самой запоминающейся?
- Это моя самая первая игра, когда я вышел на лед за команду пензенских мастеров. Мне было 16 лет и эти эмоции до сих пор свежи в моей памяти. Были полные трибуны болельщиков, стадион буквально дышал жизнью. Очень надеюсь, что мне снова удастся пережить эти счастливые мгновения.