Забиты последние голы, слезами и шампанским омыты московские «Лужники», болельщики разъехались по домам, но эмоции, вызванные лучшим в истории чемпионатом мира по футболу, улягутся еще не скоро. Тем более, что есть, над чем поразмышлять, и что обсудить. Например, оставшееся от мундиаля наследие.
Почистили «перышки»
В Пензе к главному футбольному событию последних четырех лет готовились долго и основательно. Не так, конечно, как в соседних Саранске и Самаре, но готовились. На случай, если какая-нибудь из команд-участниц мундиаля решит выбрать наш город в качестве тренировочной площадки, был капитально отремонтирован стадион «Зенит», приведены в порядок ведущие к нему подъездные пути. Почистили «перышки» все местные гостиницы, расположенные в центре кафе и бары. Многие из них обновили меню, добавив в него национальные блюда тех стран, чьи болельщики решили остановиться в нашем городе.
Кстати, во время чемпионата телевышки стали светиться в 11-и городах. Наша окрасилась в цвета национального флага, когда российская и египетская команды обменивались подарками.
Чемпионат прошел, а подсветка на башне осталась. Да, она будет сверкать не каждую ночь, но по праздникам художники по свету будут удивлять горожан новыми композициями.
Работа над ошибками
Впрочем, наследие чемпионата - это не только стадионы. Это намного большее - проснувшаяся вера в то, что мы сможем стать футбольной страной. Потенциал для этого есть, но кроме него и веры должно быть желание высокопоставленных чиновников и федеральная программа, нацеленная на создание в регионах материально-технической базы. Хотя бы на условиях софинансирования. Сами регионы, особенно не богатые, не смогут сделать так, чтобы в футбол заиграли в каждом дворе.
«Нужны площадки, стадионы, деньги. Как это ни банально, но без финансовых вливаний не обойтись, - считает известный пензенский футболист, пресс-атташе футбольного клуба «Зенит» Николай Шумилин. - Пока у «Зенита» был спонсор, мы имели возможность приглашать хороших тренеров - тех же Виктора Булатова, игравшего в сборной России, и Сергея Филиппенкова, игрока ЦСКА, которого в свое время называли «электричкой». Он и Дмитрий Черышев (отец Дениса Черышева) быстрее всех в России пробегали стометровку. Сейчас такой возможности нет: хороший тренер «стоит» 70-80 тысяч в месяц, да и игроки должны зарабатывать не меньше 50-и. Тогда они будут держаться за клуб. А пока мы их только теряем.
Совсем недавно в «Зените» играл Герман Онугха. Замечательный парень с нигерийскими корнями. Он пришел в клуб из любительского футбола. Между тренерами даже ходила шутка, что его нашли в крапиве. Когда команда начала разваливаться, Герман уехал в Астрахань. Забил там три потрясающих гола, один даже не хуже, чем у Роналдо - через себя. После этого его пригласили в «Гетебург», но подсуетился «Краснодар» и практически снял Германа с трапа самолета. И таких перспективных игроков в пензенском «Зените» было немало. Не удержали...
Параллельно с профессиональной командой нужно возрождать и футбольную инфраструктуру. Восемь лет назад нашему клубу передали стадион «Зенит». К чемпионату мира его удалось сделать базовым: там два поля, одно с искусственным покрытием, другое - естественное с подогревом. Это отличные поля, на которых могли бы выступать топовые команды. Но не выступают.
Дело в том, что профессиональные клубы могут играть только на стадионах, рассчитанных на три тысячи посадочных мест. На нашем - меньше. Поэтому все игры «Зенита» проходили на стадионе «Первомайский», где может разместиться 5 тысяч зрителей. Но покрытие там намного хуже, чем на нашем стадионе. Нелепая ситуация, правда?»
С пензенскими стадионами вообще все не очень. Их не так уж и много, а те, которые есть, требуют ремонта.
«В огромном микрорайоне Арбеково всего одно футбольное поле, - продолжает обрисовывать ситуацию Николай Федорович. - Правда, очень хорошее, оно строилось по общероссийской программе «Подарим детям стадион». Одно только покрытие обошлось в 12 миллионов рублей. Но довести до ума этот проект не получилось: не хватило денег на строительство здания (два этажа из красноярского кедра). Получается, поле есть, а детям даже нормально переодеться негде.
Но одних стадионов мало. Нужно строить дворовые площадки и содержать их, а не возлагать все надежды на спортивные школы. В Бразилии не так уж много спортшкол, но там достаточно мест, где все желающие могут погонять мяч.
Еще неплохо было бы открыть интернат для сельских ребят. В наше время многие парни из сел попадали в сборную области. Да это и неудивительно: они выносливее, а иногда и упорнее горожан».
Что тут добавишь? Только то, что нужно делать работу над ошибками.
Компетентно
Министр физической культуры и спорта Пензенской области Григорий Кабельский:
- Чемпионат мира по футболу даст огромный толчок этому виду порта. Думаю, уже в августе-сентябре можно ждать наплыва родителей, желающих «отдать в футбол» своих детей. В Пензе есть несколько футбольных секций, в том числе при спортшколе №8 и клубе «Зенит». Но, предвидя повышение интереса к этому виду спорта, областное министерство образования вышло с инициативой открыть спортивные классы по футболу. И хотя это повлечет дополнительные затраты, думаю, предложение будет принято.
Конечно, будет использоваться и база, которая досталась нам в наследие от чемпионата. Там будут проводиться учебно-тренировочные занятия детей и взрослых спортсменов.
Но проблем, как говорится, никто не отменял. У нас есть поля, которые эксплуатируются больше десяти лет и уже давно требуют капитального ремонта. В следующем году мы планируем привести в порядок стадион «Первомайский» и ряд школьных стадионов.
Но акцентировать внимание только на одном футболе было бы неправильно, ведь базовые виды спорта в нашем регионе - это плавание, прыжки в воду, художественная и спортивная гимнастика.
Много внимания сейчас уделяется регби: мы стараемся возродить традиции, которые были у нас несколько лет назад. Но и другие виды спорта при этом не забываются. Сейчас в Пензе проходят финальные соревнования Четвертой летней спартакиады молодежи. Ее участники соревнуются по 31-у виду спорта. Это говорит о том, что у нас очень хорошая материально-техническая база.
Что касается денег, то их, как и везде, не особо хватает. Ситуация усугубляется тем, что недавно появились федеральные стандарты по каждому виду спорта. В них четко прописано, что, в какой срок, и на каком этапе ребенок должен получить, придя в секцию. И в этом вопросе мы снова упираемся в финансирование.
Привет от англичан
На днях многострадальный супермяч, которым так хотели отличиться пензенцы во время ЧМ-2018, прибыл в Пензу. Установка гигантского арт-объекта состоялась в воскресенье, 15 июля, в городе Спутнике. Подивиться на грандиозное зрелище пришло немало зрителей.
Мы уже рассказывали о том, что оригинальный проект пензенского благотворительного фонда «Оберег» не удалось осуществить в первоначальном варианте. Все спутал перенос даты установки арт-объекта. Надувать мяч в День города, 12 июня, запретили власти города по соображениям безопасности. Шутка ли: вес мячика составляет полтонны, а высота в 20 метров соответствует высоте 7-миэтажного дома! Перенос даты сорвал и регистрацию в Книге рекордов Гиннесса, договор с которой уже подписали организаторы проекта. Англичане должны были зарегистрировать в Пензе целых два рекорда: установку самого большого мяча в мире и надувание его одновременно с помощью двух тысяч ножных насосов, которые должны были качать столько же волонтеров. Срыв регистрации рекорда опечалил организаторов, но еще больше их «убил» штраф, присланный от книги рекордов Гиннесса - 16 тысяч фунтов стерлингов! В пересчете на нашу валюту (по курсу Центробанка) это 1 млн. 308 тысяч рублей. Где организаторы проекта будут брать эти деньги - не понятно.
«В договоре не было прописано такой суммы, хотя и упоминалось о штрафе, - поясняет руководитель фонда «Оберег» Максим Куликов. - Сейчас мы пытаемся получить письменные разъяснения».
Штрафные санкции, наложенные англичанами, напугали некоторых спонсоров, поначалу изъявивших желание поучаствовать в проекте. В результате «супермяч» лишился значительной части финансирования и выкупить арт-объект у Челябинской фабрики-производителя не удалось. Вручить мяч победителю мундиаля тоже не получилось: ФИФА отказалась провести такую церемонию награждения, указав на то, что победителю достаточно кубка ЧМ.
«После пробной установки супермяча на челябинском стадионе мы все-таки решили показать его пензенцам, - говорит Максим Куликов. - Взяли мяч в аренду на три дня и привезли в Спутник. Надули компрессорами за один час, здесь же независимый судья делал видеорегистрацию для Книги рекордов России».
Надувной гигант простоял недалеко от набережной Спутника с утра до позднего вечера. А на следующий день отправился к своим хозяевам в Челябинск, где его выставили на продажу. С молотка пойдут и 18 его «собратьев», диаметром 4 метра, которые должны были украшать арт-объект по периметру.
Обращаться повторно за регистрацией рекорда в Книгу Гиннесса организаторы не собираются, ведь кроме штрафа нужно оплатить еще и саму процедуру, которая обойдется в 45,5 тысяч фунтов стерлингов!