Примерное время чтения: 8 минут
105

Жить на равных. Пенза поделится опытом, как помогать «особенным» детям

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. АиФ-Пенза 28/09/2022
В реабилитационном центре в Кичкилейке учат делать сувениры своими руками.
В реабилитационном центре в Кичкилейке учат делать сувениры своими руками. Из личного архива

Быть как все. Об этом мечтают все дети с тяжёлой судьбой и жестокими диагнозами. Потому что для них жить в обществе на равных - настоящее испытание.

В Пензенской области таким ребятам давно и успешно помогают специалисты, для адаптации мальчишек и девчонок разработаны специальные технологии. Ими будут делиться во время проведения XIX съезда Уполномоченных по правам ребёнка из субъектов РФ, он пройдёт в Пензе с 4 по 5 октября. Мероприятие возглавят министр труда и социальной защиты России Антон Котяков и главный детский омбудсмен страны Мария Львова-Белова. Программа рассчитана на три дня, во время которых эксперты посетят сразу несколько объектов в регионе. Рассказ о двух из них – в материале корреспондента penza.aif.ru

Хочу быть программистом

Девочки в комнате шьют на машинке косметички. Две из них учатся в вузах. Марина -  в университете «Синергия» на специальности «Режиссёр», Эллина получает высшее образование в ПГУАС, изучает информационные технологии.

«Учиться нравится, сдаю сессию успешно. В будущем хочу работать программистом», - рассказывает девушка. 

Всё вроде бы обыденно и не отличается от жизни простых людей. Только передвигаются девушки-студентки на колясках. Потому что за плечами у них годы борьбы с тяжёлой болезнью, как и у всех проживающих в Отделении учебного (тренировочного) сопровождаемого проживания «Областного социально-реабилитационного центра для детей и молодых инвалидов». 

На первом этаже – кухня, здесь вовсю кипит работа. Девушки режут картофель и овощи, сегодня на обед борщ! Одна из воспитанниц, Татьяна, рассказывает, как училась готовить. Сегодня она и другие ребята отвечают за питание в центре. 

Всего в новом корпусе проживают шестнадцать молодых инвалидов. У каждого личная комната, в ней всё необходимое: кровать, телевизор, полки, личный санузел. В одной из комнат вся стена - в кубках, грамотах и медалях за спортивные достижения. Живущая здесь Наталья очень скромно рассказывает о своих спортивных достижениях. Говорит, что любит играть в дартс, зимой катается на лыжах. 

Казалось бы, инвалидная коляска – это приговор для человека. Но ребята живут полной жизнью: они показывают снимки с заезда на колясках, фотографии из клуба, где играют в большой теннис. 

У них в анамнезе тяжелые заболевания, в том числе ДЦП (детский церебральный паралич). Ещё несколько десятилетий назад этот диагноз мог поставить крест на будущем ребёнка, его жизни. Не были развиты технологии, методики работы с такими детьми. Однако, в современном мире у таких особенных детей есть возможность жить на равных с остальными.

Коляска — не ограничение. И в ней можно играть в большой теннис.Фото: Из личного архива

Пойти на контакт

«Главная задача центра – оказание комплексных реабилитационных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья и молодым инвалидам. У этой задачи несколько направлений. В том числе - оказание социально-медицинской помощи. К нам поступают ребята с нарушениями опорно-двигательного аппарата, заболеваниями органов зрения. Мы помогаем им определить курс реабилитационных мероприятий, который поможет остановить патологию и улучшить здоровье», - рассказывает директор учреждения Елена Воронкова. 

У кого-то этот курс - всего 21 день, для детей-инвалидов из числа сирот и оставшихся без попечения родителей он длиной в их жизнь в этом центре. Реабилитационные услуги получают более 1200 ребят от 3 до 18 лет. Мальчишки и девчонки на костылях, ходунках и колясках занимаются с медицинскими работниками лечебной и адаптивной физкультурой, получают физиотерапевтическое и офтальмологическое лечение, массаж. Процесс выздоровления сложный и очень индивидуальный. Одним достаточно одного курса реабилитации, другим такая помощь требуется постоянно. Результат налицо - 80 % детей имеют улучшения в состоянии здоровья. Есть очень яркие примеры. Несколько лет назад сюда привезли мальчика на инвалидной коляске. Казалось, что он будет прикован к ней всю жизнь. Но после лечения ребёнок встал на ходунки! 

Другим направлением деятельности является психоэмоциональная работа. С детьми, у которых проблемы с мировосприятием, сложная ситуация в семье, проблемы в школе, работают психологи, логопеды, дефектологи. Многие ребята в центре – сироты-инвалиды. С ними работать сложней вдвойне. Некоторые приезжают замкнутыми, не идут на контакт. 

«Если ребёнок замкнут, живёт в своём мире – он ещё не потерян для людей. С ним просто надо работать. Начать можно с ролевых игр или общения с игрушкой, потом вовлечь в массовые занятия. Тогда ребёнок сам пойдёт на контакт и сможет найти друзей», - объясняет заведующая отделением психолого-педагогической помощи Ольга Богатырёва

Ещё одно важное направление работы – адаптация детей к жизни в обществе. Для этого создана специальная учебно-тренировочная квартира, на первый взгляд она выглядит непривычно. Три кровати, кухня и несколько стиральных машин. Здесь ребята разного возраста учатся убираться в доме, стирать, готовить. В меню не только каши или супы, но ещё пицца и даже хинкали. 

Когда спрашиваешь педагогов, сложно ли им работать, то они отвечают, что уже привыкли.

«У нас нет такого, что сразу отдаём новому педагогу детей на обучение. Сначала неделю работник сам адаптируется. Да, есть определенное выгорание, проблемы. Но, благодаря помощи наших психологов, они продолжают трудиться. Возможно, не последнюю роль в этом играют и сами дети. Когда видишь, как они снова обретают жизнь в обществе, как учатся новому, – это дает тебе силы продолжать заниматься своим делом», - заключает Елена Воронкова. 

Информбюро
По данным региональной информационной системы доступности дошкольного образования, по состоянию на 1 сентября 2022 года из 49833 детей, посещающих дошкольные образовательные организации в Пензенской области, 4287 детей (8,6%) являются детьми с ОВЗ (из них 195 детей-инвалидов, которые нуждаются в индивидуальном плане обучения) и 343 детьми-инвалидами (для них индивидуальный план обучения не нужен). В 2022 году численность детей с ОВЗ, посещающих дошкольные образовательные организации, увеличилась на 3,8% (в 2021 году – 4129 воспитанников с ОВЗ), а численность детей-инвалидов уменьшилась на 5,8% (в 2021 году - 364 детей-инвалидов)

Что во втором «З»?

На третьем этаже МБОУ СОШ № 79 есть небольшой класс с табличкой 2 «З». Класс открылся в 2020 году во втором корпусе МБОУ СОШ № 74, в него были зачислены 6 детей с расстройством аутистического спектра (РАС). На его базе начал реализовываться проект ПФО «Ментальное образование». Когда закончился первый год обучения, два ученика перешли в общеобразовательный класс. После реорганизации модель обучения «Ресурсный класс» продолжила развитие уже в МБОУ СОШ № 79.

«Приоритетным направлением стала социализация детей. Структурированное обучение и адаптация академического материала индивидуальны для каждого ученика», - объясняет директор школы Елена Ивашина.

Чтобы дети чувствовали себя комфортно и защищённо в обществе, с ними работает целый штат специалистов: учитель класса, педагог-психолог, учитель-логопед. На уроках в общеобразовательном классе учеников сопровождают индивидуальные тьюторы (наставники) ресурсного класса, которые при необходимости помогают им в выполнении заданий и общении с одноклассниками. 

Главная задача тьютора – помочь ребёнку стать частью образовательного процесса. Но именно учитель даёт инструкции по выполнению заданий, объясняет и адаптирует дидактический материал, оценивает учебную динамику. Одно из специальных условий организации обучения детей с РАС — индивидуальные учебные материалы. Значение может иметь всё: шрифт и его размер, расположение символов на листе, формулировка заданий, иллюстрации, в некоторых случаях даже цвет бумаги.

«Задача педагога состоит в том, чтобы подобрать или создать для каждого ученика такой учебный материал, который будет наиболее для него понятен и доступен», - говорит учитель ресурсного класса Ольга Федулова

Результаты такой работы, на первый взгляд, неожиданные для тех, кто имеет диагноз РАС: ребята участвуют во всех мероприятиях школы, посещают школьную библиотеку и очень любят сцену! Участие в этом году в школьном конкурсе «Мы – таланты» стало одним из важных для них достижений. 

«Конечно, им помогали тьюторы, которые несколько недель репетировали и тоже находились на сцене!» - говорит Ольга Федулова. «На мой взгляд, ещё большее значение имеет то, что другим ученикам выступление понравилось. Весь зал, в котором собралась половина школы, аплодировал. Это была искренняя радость!» - рассказывает Елена Ивашина. 

«Когда мы вышли из зала после выступления, мальчик из пятого класса поздоровался за руку с моим учеником. Казалось бы, обычное действие, а у ребёнка на лице улыбка! Он понял, что к нему проявили дружелюбие, и ответил тем же! - рассказывает Ольга Федулова. - Мне очень интересно работать с детьми, я с ними с первого дня нахождения в школе. Сложно ли? Если педагог владеет определёнными компетенциями, то нет. Когда видишь результат своего труда и команды педагогов сопровождения – возникает желание ещё больше помогать нашим детям».

Читайте нас в Telegram-канале «АиФ-Пенза», социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах