Как сделать так, чтобы самый важный этап в жизни ребенка, предшествующий его полноценному вхождению во взрослую жизнь, не превратился в источник постоянного стресса? Как сделать дорогу в школу максимально безопасной и к чему может привести тотальный контроль? Эти вопросы, волнующие большинство мам и пап, мы адресовали семейному психологу Анастасии Лучик.
Без деспотизма!
- Анастасия, первый и, наверное, самый злободневный в эти дни вопрос: как пережить стресс, связанный с началом учебного года?
- Действительно, многие взрослые воспринимают школу, как катастрофу, ворвавшуюся в их жизнь. Одни переживают, что первоклашкам будет сложно адаптироваться, других трясет от предчувствия двоек и необходимости учить с ребенком уроки, третьих страшит пубертатный возраст своих детей и проблемы их общения со сверстниками.
- А если ребенок плохо учится? Тогда неприятности гарантированы и ему, и родителям.
- Школа ни в коем случае не должна стать источником стресса. Это всего лишь очередной этап жизни ребенка. Важный, но не настолько, чтобы коверкать из-за него детство и юность. Если подросток упирается, не хочет посещать уроки, то это признак серьезных проблем, которые нужно решать. Если причина кроется в конфликте с учителем или в непонимании какого-то предмета, то ее легко устранить: нужно наладить более тесный контакт с педагогом или найти репетиторов. Если же эти методы не помогли (что бывает достаточно редко), тогда нужно действовать более радикально. Например - поменять учебное заведение. Я не поддерживаю идею ходить в ближайшую школу любой ценой. Что толку, если ребенок идет туда как на каторгу? Ведь это может привести к серьезным проблемам в будущем.
- Часто у родителей завышены ожидания в отношении детей. Они видят их врачами, музыкантами или успешными финансистами, а те не тянут школьную программу. Что делать в этой ситуации?
- Я бы посоветовала таким мамам и папам реалистично взглянуть на происходящее. Не бывает людей, которым все дается одинаково легко. Ну, не бывает! Одни - гуманитарии, другие - технари, третьи - художники, четвертым ничего не нужно кроме спорта. Все люди разные, и это прекрасно! Требования должны быть реалистичными. Желание родителя иметь идеальных детей невыполнимо.
Спасительный таймер
- Большинство родителей прилагают немало усилий, чтобы выстроить правильный с их точки зрения учебный процесс. Но не у всех это получается...
- Учеба не должна вызывать героических усилий. Если это происходит, значит, нужно понять, с чем связаны трудности и с помощью психологических приемов их устранить. Например, научить ребенка справляться с прокрастинацией (склонностью к откладыванию важных дел в «долгий ящик»).
- Можете дать пару советов?
- Конечно. Хорошие результаты дает техника помидора. Ставите таймер на 30 минут и объясняете, что пока он тикает, нужно сделать какое-то дело (например, выучить параграф). После этого даете 10 минут отдыха, не докучая ребенку своим присутствием. Но следите, чтобы это время он проводил без гаджетов, потому что «скачка» по интернет-сайтам рассеивает внимание и включиться потом в учебу будет сложно. Для маленьких деток таймер лучше заводить на 15 минут, постепенно увеличивая время.
Хороший результат так же дает правило пяти минут. Есть дела, за которые не хочется браться даже взрослым. Но если заниматься ими всего по пять минут, то нежелание постепенно уйдет и они перестанут доставлять отрицательные эмоции.
- Современные учебные программы даются детям непросто. Нередко выполнение домашних заданий сопровождается домашними скандалами. К чему это может привести?
- Точно - ни к чему хорошему. Когда родители не дают ребенку право на ошибку, устраивая скандалы при малейшей неточности, у него может выработаться защитная реакция: лучше совсем ничего не делать, чем налепить кучу ошибок и получить от родителей нагоняй. Отсюда вытекают следующие проблемы - безынициативность, нежелание собирать портфель, прогулы уроков и т.д. Поэтому пусть лучше дети получают двойки с тройками, но не боятся ошибаться.
Дом - не тюрьма!
- А что вы думаете о тотальном родительском контроле?
- Баланс между контролем и свободой различен в зависимости от возраста ребенка. Я не поддерживаю иллюзию о том, что подростков можно полностью контролировать. Родители контролируют только то, что позволяют тинэйджеры. Конечно, правила важны и границы необходимы детям любого возраста. Но чем старше ребенок - тем больше у него должно появляться свободы. И нужно быть готовыми к тому, что этой свободой он будет пользоваться по-разному. Иногда, распоряжаться разумно, иногда - крайне глупо. Например, подростковые эксперименты с алкоголем, практически неизбежны. Пусть подросток знает, что в вашей семье не принято приходить домой подшафе. Но он не должен бояться, когда все же познает этот опыт. Совершая глупости и обращаясь к вам за помощью, ребенок учится. Если не давать детям шанса поступать по-своему, вырастет не человек, а тепличный цветочек. Абсолютно неприспособленный к самостоятельной жизни, не умеющий принимать решения и справляться с проблемами. Жесткое воспитание не страхует от ошибок, а, скорее, подталкивает к ним.
- Кстати, распространенная ситуация, когда дети становятся свидетелями чего-то запретного и родители не знают, как на это реагировать. Что вы посоветуете?
- Многие мамы интересуются, как сделать дорогу до школы максимально безопасной?
- Это очень объемный вопрос, в двух словах на который не ответишь. Перво-наперво, я бы посоветовала родителям нарисовать карту, указав на ней маршруты, по которым можно ходить, а по которым - нет. А еще на ней обязательно должны быть отмечены островки безопасности - организации, куда ребенок в случае опасности может добежать и обратиться за помощью. Это могут быть магазины, банки, отделения почты и другие предприятия, находящиеся по пути в школу. Ну и, конечно, младшим школьникам нужно объяснить, что общение с незнакомыми взрослыми - запретная опция.