Примерное время чтения: 6 минут
166

Водная катастрофа. Почему из-за МУПа страдают люди

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. «АиФ-Пенза» 15/11/2017
Артем Дергунов / АиФ

Душ – раз в неделю. Отопления хватает самое большое на два-три дня. Чтобы приготовить еду или постирать вещи, приходится идти к колонке или к соседям, у которых есть собственная скважина. Вот уже больше месяца такая удручающая картина – привычные будни села Калининское Каменского района, где за долги МУПа жителям урезали водоснабжение.

Анатомия долга

Вода в дома калининцев теперь подается по расписанию: на три часа в будние дни и круглосуточно в выходные. Расписание, впрочем, условное: у тех, кто живет в низине, она держится чуть дольше. А вот до живущих на возвышенности, зачастую, не доходит вовсе. 

«Раньше мы с мужем, если были перебои, могли куда-то съездить, набрать воды впрок, - поделилась с нами почтальон Калининского Любовь Кутенкова. – Мужа умер, я осталась одна. Как жить? У меня дома стоит отопительный котел, его постоянно нужно подпитывать водой. А ее хватает хорошо если на сутки, потом остается только мерзнуть. А что будет, когда наступит зима?»

Любовь Васильевна признается: от безысходности в голову лезут самые черные мысли. Пока что водой по мере необходимости выручают соседи, у которых есть своя скважина. Но соседское терпение тоже не безгранично. Да и не находишься к ним, особенно по сугробам.

Такая ситуация в селе сложилась из-за долгов МУП ЖКХ «Калининское». С 2014 года предприятие недоплатило «ТНС Энерго Пенза» 487 тысяч рублей. Каменский сельсовет долго кормил компанию гарантийными письмами, но когда все сроки вышли, а деньги на счет так и не поступили, терпение у ресурсников лопнуло. Подачу электроэнергии в село свели до уровня «аварийной брони» - то есть, до минимума, необходимого для  работы оборудования. В данном случае – водяного насоса.

При этом из почти полумиллионной недоплаты только 70 тысяч – долги жителей села. Еще 200 тысяч – штрафы, в 2014 году наложенные на МУП трудинспекцией. Все остальное – недосбор, образовавшийся из-за слишком низкого тарифа. Получается, жители платят исправно – из 280 человек, проживающих в Калининском, всего пять должников, но денег все равно не хватает.

«Обезглавленный» МУП

Как выяснилось в ходе собрания, организованного местным депутатом, тариф на воду в селе не менялся с 2009 года. Расходы – на ремонт и обслуживание сетей, модернизацию оборудования, ресурсы, наконец –закономерно и ожидаемо росли. Получается, даже если администрация каким-то образом изыщет средства и закроет долг, из-за неадекватно низкого тарифа он через какое-то время набежит снова. Жители Калининского, кстати, это прекрасно понимают. По их словам, они сами неоднократно обращались к сельским властям с просьбой поднять плату за воду. Власти этого не сделали – по своим причинам.

«Дело в том, что коммуникации, которые находятся на территории муниципального образования, не имеют владельца, - объясняет ситуацию глава администрации Каменского сельсовета Виталий Жиганов. – До 2007 года они принадлежали совхозу, а после того, как он развалился, отошли администрации. Сейчас администрация занимается их обслуживанием, но как собственник она не оформлена. А пока у сетей нет владельца, мы не можем выходить на повышение тарифа. Мы подали заявление на признание сетей бесхозными, но утвердить его нам смогут не раньше следующего года».

В итоге на собрании высокие договаривающиеся стороны тоже ни к чему толком не пришли.

По словам начальника Каменского межрайонного отделения «ТНС Энерго Пенза»  Сергея Лагутова, компания готова принять еще одно гарантийное письмо – но только если на этот раз оно будет подкреплено «живыми» деньгами. Администрация, в свою очередь, готова эти деньги заплатить. Но возникает другая проблема – со стороны муниципального образования письмо должен подписать директор злополучного МУПа. А его – директора – просто-напросто нет. С 2016 года должность остается вакантной. И удастся ли его отыскать в ближайшее время, неизвестно. По крайней мере на момент верстки номера людей, готовых взять это дело на себя – пусть даже формально, на короткий срок, необходимый для составления гарантийного письма – не нашлось.

Комплекс проблем

Впрочем, обвинять во всех бедах администрацию было бы некорректно. По словам председателя Общественной палаты Пензенской области, председателя общественного совета при региональном управлении ЖКХ Владимира Лощинина, «водяная катастрофа» в Калининском случилась из-за недоработки всех смежных ведомств и служб.

«Конечно, то, что с 2009 года в селе не повышался тариф – это дикость, - отметил Владимир Евгеньевич в беседе с корреспондентом «АиФ». – Равно как и то, что администрация не приняла никаких мер для снижения долговой нагрузки на МУП, которое сама же учредила. У них для этого было, да и сейчас остается, достаточно способов: передача в аренду, привлечение бюджетного финансирования, объединение с другими предприятиями. Но с другой стороны – почему не было никакой реакции со стороны Управления по регулированию тарифов? Девять лет муниципальное образование не выходит с новым тарифом – и никому нет дела. Почему Управление ЖКХ не обратило никакого внимания на то, что сети девять лет стоят бесхозные? Здесь на самом деле вскрывается целый комплекс проблем – и проблем, к сожалению, типичных для большинства районов».

Много нареканий вызвали и действия ресурсников. По словам Владимира Евгеньевича, вместо того, чтобы подать на должника в суд, они выбрали самый простой, но вместе с тем самый неэффективный и болезненный для потребителей путь решения проблемы. Такого же мнения, кстати, придерживается и начальник областного управления по регулированию тарифов Наталья Клак, которая в ответном письме на депутатский запрос назвала действия компании «ТНС Энерго Пенза» «противоправными». В настоящее время собранные по данному вопросу материалы направлены в прокуратуру для принятия мер реагирования. 

 Как бы то ни было, история с «обезвоженным селом» пока еще далека от завершения. А впереди зима.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах