Примерное время чтения: 4 минуты
2841

Вклад в Победу: от самолетов до шинелей.

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. АиФ-Пенза 16/06/2021 Сюжет Пензенская область. История в документах и судьбах

Пенза присвоено звание  «Город трудовой доблести». А какой реальный вклад нашего города в годы Великой Отечественной войны?

Отвечает директор ГБУ «Государственный архив Пензенской области» Павел Кашаев:
«Практически все производство Пензы в годы войны работало на фронт. Среди предприятий выделялся гигант ЗИФ – флагман областной промышленности, уже тогда известный далеко за пределами региона (не столько велосипедами, сколько разработанными в начале 30-х годов первыми отечественными станками-автоматами).

С самого начала войны весь коллектив завода перешел работать с 8-часового на 11-часовой рабочий день (8+3 часа сверхурочно) при значительном сокращении выходных дней.  В течение 1943 г. сборочные цехи велозавода первыми в нашем городе были полностью переключены на конвейерную систему работы, что позволило поднять производительность более 100% к плану.

Нередко на предприятии мастера работали на нескольких станках одновременно. Удивительно, но в рамках областного соревнования за переходящее Красное знамя обкома ВКП(б) ЗИФ регулярно уступал менее крупным заводам. Это при том, что предприятие даже при определенном невыполнении плана всегда производило военной продукции намного больше остальных.

В воспоминаниях заводчан того времени сохранился рассказ про бригадира Анатолия Круглова. Он по нескольку суток не выходил с завода. Работая на пяти станках-автоматах, давал рекордную норму выработки – 320%. На предложение ему пойти отдохнуть он отказался, говоря: «Мне не время отдыхать, я хочу работать так, чтобы все силы отдавать фронту, а у меня их много, поэтому я буду работать».
Большой вклад внес будущий «Пензтекстильмаш» (тогда завод № 741), созданный на основе бывшего спиртзавода. С ноября 1941 года предприятие приступило к производству оборонной продукции – это были снаряды к 75-мм пушке, 120-мм мины, 50-мм мины к ротному миномету, 250 кг авиабомбы.  Важно отметить, что основную массу рабочих завода составляли женщины – 72% работающих.

Также в годы войны в Пензе появился еще один крупный машиностроительный завод - № 740 (будущий Пензмаш). Размещен он был на территории бывшей бисквитной фабрики им. Сталина, которая в предвоенное время занималась помимо сладостей, также поставками макарон и галетного печенья для Красной Армии. Поэтому неудивительно, что устанавливать оборудование приходилось в совершенно неприспособленных помещениях.

В декабре 1941 г. заводчане уже приступили к выпуску военной продукции – полковых и ротных минометов, 120-мм и 50-мм мин к минометам, авиабомб ФАБ-50.
С января 1942 г. завод ежемесячно выдавал 30 пусковых установок реактивных минометов БМ-13 (изделие М-8), 100-120 полковых и 1000 ротных минометов, 300 тыс. мин и 5-6 тыс. авиабомб.
В 1943 г. завод неоднократно отмечался Наркоматом минометного вооружения СССР за хорошую работу, а в сентябре того же года завоевал 3-е место по Наркомату. 

Активно помогал фронту Пензенский завод санитарного дезинфекционного оборудования (впоследствии завод ДХО, ныне территория рынка «Красные холмы»). С 1942 года он полностью переходит на выпуск продукции оборонного заказа, главным образом, авиабомб ФАБ-50. Предприятие было абсолютным лидером по количеству награждений переходящим Красным знаменем областного обкома ВКП(б). Также по результатам всесоюзного социалистического соревнования по Наркомату минометного вооружения СССР завод в феврале-мае 1944 г. занимал третье место.

Помощь фронту оказывало и старейшее предприятие Пензы – бумажная фабрика «Маяк революции», на ней было освоено производство папиросной бумаги, а также картографической бумаги. Военное обмундирование, в том числе шинели, стало основной продукцией еще одного предприятия - Пензенской швейной фабрики № 1.

Наверное, самую необычную продукцию выпускал завод № 163 (позднее НПП «Эра»). Так как до революции здесь располагалась мебельная фабрика, то с начала войны было освоено производство узлов и агрегатов для частично сделанных из дерева истребителей И-153 и И-16 – крылья, хвостовое оперение, бензобаки, закрылки и шасси, в том числе шасси-лыжи. Все эти узлы в качестве запасных частей направлялись на фронт авиационным соединениям Красной Армии.

Со второй половины 1942 г. на заводе был организован ремонт самолетов И-16, направляемых с фронта. Завод осуществлял их полный ремонт и обеспечивал проведение летных испытаний (в штате предприятия были даже летчики-испытатели). Всего же в годы войны завод ежемесячно ремонтировал и возвращал фронту от 40 до 60 летательных аппаратов.

Говоря же в целом, уже в 1942 г. выпуск продукции машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности возрос в регионе по сравнению с довоенным периодом в 2,7 раза, а общий объем выпуска промышленной продукции увеличился в 1,9 раза. Как показывают документы, стахановцы и ударники в октябре 1943 г. составляли 53% от общего количества рабочих, а на таких предприятиях, как завод имени Фрунзе и часовой завод, число стахановцев и ударников достигало 60-70%.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах