Примерное время чтения: 7 минут
553

В ответе за ОКО. Почему ошибаются камеры, фиксирующие нарушения ПДД

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. АиФ-Пенза 30/09/2020
Олеся Ходунова / АиФ

Пензастат огласил очередную статистику: по количеству личного автотранспорта мы находимся на 36-м месте в России. Неплохой показатель для области, которая считается не самым богатым регионом. Чем больше растет автопарк, тем изощреннее появляются средства для контроля за ним.

Несколько лет назад в области появились камеры фото- и видеофиксации нарушений ПДД. И сразу же на них обрушился гнев автолюбителей. Почему эти камеры надо любить и почему они иногда ошибаются? На вопросы «АиФ-Пенза» ответил начальник Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД управления МВД России по Пензенской области Андрей Семин.

Досье
досье Андрей Семин окончил ПГУ по специальности «Инженер дорожно-строительных машин и оборудования», а также юридический факультет Московского института экономики, менеджмента и права. В ГИБДД с 2007 года, прошел путь от инспектора ДПС до начальника Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения.

О подменных знаках и письмах счастья

- Андрей Александрович, по данным УМВД, в прошлом году поступило 4100 обращений от граждан, которые были не согласны с протоколами о нарушении ПДД, вынесенными на основании данных средств фото- и видеофиксации. Из них 2754 жалобы были удовлетворены. Почему беспристрастные камеры так часто ошибаются?

- Не так уж и часто. В прошлом году на основании комплексов было вынесено около 776 тысяч протоколов. Получается, что жалобы были поданы менее чем на 1% из них. Это немного. Чаще всего они связаны были с тем, что автотранспортным средством пользовалось другое лицо, не собственник, которое также было внесено в полис ОСАГО, например, кто-то из родственников. Либо машиной управлял гражданин, который купил ее, но еще не оформил, штрафы в этом случае приходят на старого владельца.

Есть у нас и такие, кто специально вносит изменения в госзнак, что-то подрисовывают в нем или закрашивают, и тогда штраф выписывается на другое лицо. В прошлом году выявили несколько граждан, которые возили с собой подложные знаки в багажниках. В Пензе был задержан таксист, который специально чуть «поправил» свой номер, в результате штрафы приходили на совершенно другого человека. Таксиста задержали, сделали ему очную ставку с собственником, на которого выписывались протоколы. Нарушитель честно признался: он зарабатывает извозом, ему штрафы не нужны, вот свой госзнак и подменял. Все долги он оплатил. Но надо помнить, что за такие нарушения еще предусмотрена и ответственность – штраф 5 тысяч рублей либо лишение права управления транспортным средством до трех месяцев. Таксист-обманщик был привлечен к ответственности.

Фото: АиФ/ Полина Тальникова

В начале лета было много жалоб, связанных с проведением дорожных работ. Когда наши инспекторы смотрят на фото, то на них не всегда видна дорожная техника. Зато видно другое:  есть линия разметки и есть автомобиль, движущийся по встречной полосе, а значит, есть основания для вынесения постановления. Но постановление можно обжаловать.

- Если ты нарушил ПДД, тебе автоматически выставляют штраф, который так же легко списывается с карты. А чтобы доказать, что штраф выписан ошибочно, например, из-за тех же дорожных работ, приходится пройти через всю бюрократическую машину: доехать до организации, выполняющей дорожные работы, написать заявление в ГИБДД, отвезти его туда и т.д.

- Ну почему трудно? Можно направить заявление в электронном виде через сайт ГИБДД. Мы всегда открыты для посетителей, выясняем ситуацию на месте.  Все обращения рассматриваем в пользу заявителя. Но без его активного участия сделать ничего нельзя, бремя доказывания невиновности в данном случае лежит на собственнике, это единственная статья в КоАП РФ.

Есть уже граждане, которые начали пользоваться этим моментом. Зная, что есть перспективы оспорить штраф, они утверждают, что вынуждены были нарушить правила. Но доказательства этому не приводят. Поэтому протоколы остаются без изменений.

- Почему письма со штрафами от ГИБДД не всегда доходят до адресата? В результате водители теряют период, когда можно оплатить со скидкой, более того, потом попадают на различные ограничения со стороны судебных приставов.

- Мы неоднократно встречались с Почтой России по этому вопросу. Они нам доказывают, что все доставляют, отправку можно проследить по трекам. Скорее всего, проблема в том, что с прошлого года письма с постановлениями по административным делам хранятся в отделениях почты всего семь дней, а потом их возвращают обратно. Граждане просто не успевают их получать. Сейчас обсуждается вопрос о том, чтобы полностью уйти от бумажных носителей при уведомлении и штрафе. Планируется, что извещения будут приходить в электронном виде.

Обижают

- В соседних с нами Самарской и Ульяновской областях установлено более 400 систем фото- и видеофиксации, в Татарстане – 4319. А у нас меньше 200. Камер меньше, потому что дорожная обстановка лучше? Или нам в ближайшем будущем придется также привыкать к тому, что число комплексов с каждым разом будет увеличиваться?

- Дорожная обстановка у нас неспокойная. В этом году планируется поставить 30 стационарных комплексов фото- и видеофиксации, новые камеры должны появиться почти в каждом районе области. Планируем, что у нас будет эксплуатироваться комплекс «Кордон. Про М», он устанавливается внутри автомобиля и может фиксировать нарушения даже во время своего движения. Прятать мы такую машину не будем, на ней будут обозначения, которые укажут, что внутри - средства фотофиксации.

 - Это правда, что пензенцы часто умышленно повреждают системы фото- и видеофиксации и конструкции, на которых они закреплены?

- Вот как раз давайте поговорим об этом, потому что накипело. В прошлом году у нас расстреляли камеру на 714 км трассы  «Урал», около Нижней Елюзани. Как показала экспертиза, это было, скорее всего, травматическое оружие. Испорченный комплекс смогли восстановить лишь через год.

Все переносные камеры неспроста сейчас стоят в антивандальных ящиках – их все время пытаются вывести из строя. Самая большая проблема с передвижными камерами. Почему-то считается, что их выставляют частники, таким образом зарабатывая себе доход на штрафах. Но на самом деле – это не так, это наемные работники, им платят зарплату за то, что они эти камеры охраняют. Но на самих охранников водители как будто объявили охоту, они уже боятся выходить на работу, на их место никто не хочет идти. Им постоянно угрожают, пытаются повредить оборудование. Такие действия наказуемы и по административному кодексу, и по уголовному. В других регионах граждан уже привлекали к ответственности за подобные противоправные действия. И мы тоже будем это делать. Но главное, мы камеры ставим для того, чтобы уменьшить число аварий, чтобы спасти жизни людей, а не для того, чтобы выписывать штрафы.

- И сколько, по плану, вы штрафов должны выписать в этом году?

- У нас нет планов по суммам штрафов. Нашу работу оценивают исключительно по уровню безопасности дорожного движения. Если я поставлю камеру не в очаге аварийной опасности, то такое действие будет расцениваться как минус нашей работе. Камеры, как показывает статистика, на самом деле снижают число ДТП, за полгода могут свести их до нуля. Это очень действенный механизм.

Почти без Багдасарянов

- У нас есть свои Мары Багдасарян?

- У нас есть граждане, у которых количество выявленых нарушений  ПДД - от 550 до 800. Но они лишь зарегистрированы в области, проживают в других регионах и, соответственно, правила нарушают не  в наших краях. Пензенские водители на камеры реагируют быстро, перестают ездить с превышением скорости там, где установлены комплексы. Поэтому мы передислоцируем камеры.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах