Посмотреть на машины, откатавшие по дорогам полвека и а то и более, пензенцы шли семьями. Бабушки и дедушки усаживали внуков на водительские кресла, следом покрутить баранку стремилась молодежь и студенты ВУЗа. Благо в этот день ощутить себя владельцем или пассажиром дорогого антикварного авто могли все желающие.
К морю - на «ретро»
На фоне отливающих лаком и никелем капотов и крыльев спешил запечатлеть себя едва ли не каждый посетитель выставки. А полюбоваться было чем: тут и легендарная Эмка, и звезда старых фильмов Волга-21, тюнингованный вездеход ГАЗ-69, знаменитый «Запорожец» и лидер советского автопрома «Москвич». Все модели были выпущены в послевоенные годы.
Экспозицию, приуроченную ко Дню Победы, посвятили памяти нашего земляка, депутата Госдумы Виктора Лазуткина, одного из основателей пензенского движения по реставрации старых автомобилей. Из 20 машин, предложенных вниманию горожан, восемь принадлежали Виктору Александровичу, а теперь - его внукам.
Один из автомобилей «Победа» красивого небесно-голубого цвета пригнал сам директор ПГУ Геннадий Козлов.
«Он был выпущен в 1949 году. Я купил его 12 лет назад, у соседа участника войны. Он владел машиной более 40 лет, - рассказал Геннадий Васильевич. - Конечно, автомобиль требовал ремонта. Возился с ним лет 6-7, восстанавливал детали, нужна была и сварка и покраска. Помогал сын и наши студенты факультета «Машиностроения и транспорта». Несмотря на возраст, машина все равно надежная. Ездил на ней до Сердобска, в командировку в Сызрань. Иногда, по выходным в институт приезжаю. За последние 6 лет постоянной эксплуатации ничего не ломалось!»
«Мой ГАЗ-21, выпущенный в 1969 году, ездил по дорогам Алжира! Автомобиль был сделан, как импортный образец, - огорошивает нас другой участник выставки Дмитрий Еремин. - Первый владелец купил его в Алжире, он был военный врач. После того как он умер, с 1997 года машина стояла в гараже. Его семья не хотела, чтобы ГАЗ попал в плохие руки, машина была в отличном состоянии, очень ухоженная. Дочь хозяина оказалась знакомой моей жены, так в 2004 году я стал владельцем автомобиля. Цвет слоновой кости, который вы видите - ее родной! Чтобы его сохранить я просто покрыл авто тройным слоем лака. В 2015 году мы с семьей ездили на этой машине в Крым. За день проехали 1 тысячу километров без всяких приключений, машина шла, как новенькая, только я устал. Она очень мягкая на ходу, очень комфортная. Вообще, это довольно вальяжный медленный автомобиль, развивает скорость до 130 км в час. В Ростове мы в нем даже ночевали, там удобно раскладываются сиденья и можно очень хорошо устроиться».
Горбачевская «Чайка»
Изюминкой выставки стала престижная правительственная «Чайка» ГАЗ-14, мало знакомая широкому зрителю. Машина была выпущена в 1985 году, но в очень ограниченном количестве - всего около тысячи штук. Еще несколько лет назад она исправно служила первым лицам государства и стояла в гараже Управления делами президента. Несколько раз на ней ездил Михаил Горбачев.
«Чайку» купил мой отец у московского коллекционера в 1997 году. Автомобиль очень качественный и надежный, многие узлы в нем дублируются», - говорит нынешний хозяин авто Андрей Юртаев.
Корреспонденту «АиФ-Пенза» удалось прокатиться на этой уникальной пятиметровой «Чайке» от ПГУ до редакции. Как реагируют пешеходы и автомобилисты, видя такой ретро-шедевр, не передать словами!
Сейчас в коллекции у Андрея порядка 30 ретро-автомобилей. А началось все 10 лет назад, с легендарной «Волги-21».
«Отец всегда мечтал о такой машине. Я, будучи студентом, подзаработал денег и купил ему этот автомобиль. Уговорил хозяина продать за 42 тысячи рублей. Все лето его ремонтировал, восстанавливал, потратил еще примерно тысяч 30, но ко Дню рождения отца машина была готова. Я налепил на нее большие буквы «С Днем Рождения!», перевязал ленточкой и поставил под окнами. Отец был счастлив! К сожалению, проездил он на машине своей мечты недолго. Через год он разбился на другом автомобиле. Я до сих пор жалею, что он не сел за руль своей надежной и крепкой «Волги», если б был с ней - остался бы жив…»
После выставки студентов ПГУ ждал сюрприз - круг по городу на ретро-автомобилях. Так руководство ВУЗа решило поощрить своих подопечных за успехи в учебе.