Тема акцентов в образовании в настоящее время актуальна. Изменились ли они с появлением новых форматов обучения рассказал пензенский общественный деятель, активист ОНФ, член «Русского географического общества» Роман Амстиславский.
- Роман Романович, получение образования в нашей стране гарантировано государством. Но почему так важно учиться именно хорошо?
- Первое сентября — начало нового учебного года для подавляющего большинства российских школьников, студентов, учителей и преподавателей. Современная педагогическая наука рассматривает образование в трех основных значениях: как непрерывный процесс получения новых научных знаний, как систему образовательных учреждений и как некий достигнутый уровень овладения знаниями конкретного человека.
Идеология современной системы образования в России раскрывается через федеральный закон об образовании, в котором перечисляются основные принципы государственной политики в сфере образования. Ответ на поставленный вопрос: почему сегодня так важно хорошо учиться, не лежит на поверхности. Изучение и понимание озвученной проблемы лежит в плоскости изучения социально-экономической структуры современного общества.
- Расскажите, о чем они?
- Все они сводятся к гуманизации и гуманитаризации образования. Закон, как инструмент государственной политики, и правовой закон, как результат общественно-политического договора, должен, в первую очередь, формулировать цели, которые общество ставит перед государством. К сожалению, этого в законе об образовании мы не видим. В публикации «Новые берега» - как новый этап развития России, мною уже была высказана мысль о том, что в современных реалиях государство переносит акцент во внутренней политике на социальную сферу. Образование во всех своих значениях является частью социальной сферы, в некотором смысле даже определяющей и направляющей.
- Но ведь система образования развивается вместе с обществом. Каковы особенности этого развития?
- Современная социальная теория делит развитие общества на три больших этапа: доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный этапы развития. Сегодня человечество стоит на пороге постиндустриального этапа развития, где определяющим фактором первенства и успеха является лидерство в знаниях, технологиях, дизайне и т.д.
Добиться успеха в новом глобальном обществе Россия сможет только при условии высочайшего уровня образования граждан страны. Известный советский и американский математик Георгий Маргулис в советское время на вопрос журналистов о его нежелании эмигрировать в США ответил, что он работает в уникальном институте, в котором может обсудить сложнейшие вопросы математики. После эмиграции Георгий Александрович на тот же вопрос журналистов ответил: «Не с кем стало общаться».
Колоссальный отток интеллектуальных ресурсов, который происходил в 90-е годы нанес стране непоправимый урон. Будучи руководителем администрации президента России Сергей Борисович
Иванов заявил: «Люди наша вторая нефть». Безусловно, нефть и газ являются нашими стратегическими ресурсами, но интеллектуальный и творческий потенциал наших граждан, вот кладезь богатства и процветания России. Считаю, что на текущем этапе развития первоочередной задачей современной политической системы России является формирование высокоинтеллектуального научно – технического и социально – ответственного общества.
- Какие задачи такое общество должно перед собой ставить?
- Одной из главных задач дальнейшего развития нашего общества должна стать задача
практического внедрения во все сферы жизни уже известных достижений научно – технического прогресса, а также формирование условий для активной разработки новых высокоинтеллектуальных решений. Решений, которые разработаны и реализованы российскими специалистами в России. Сделать это можно только на основе знаний системы нашей страны.