Ситуация с транспортом в Пензе и области аховая. Граждане сначала покупают автомобили, а потом ломают головы, где их поставить. Из-за места под солнцем для железного коня разгораются настоящие автомобильные войны.
На днях мэр Пензы Андрей Лузгин предложил увеличить автобусный парк в областном центре и приобрести для этого более сотни автобусов большого класса. Эта мера, по мнению градоначальника, должна помочь разгрузить дороги. Сейчас транспортная сеть не выдерживает нагрузки, причина тому - увеличение количества личного автотранспорта. За последние шесть лет автопарк вырос на 40%.
Гравий преткновения
Пензенцев портит не только квартирный вопрос, но и парковочный. Пройдитесь по дворам и увидите «стоянку» типичного современного автовладельца: мелко дробленый гравий (в особо запущенных случаях площадь залита цементом) лоскутами лежит на дворовой территории, а рядом, словно привратники, стоят столбы с замочком и стальными канатиками. И не дай бог посторонним поставить на этот участок свою машину. Из-за стоянки на подобных местах у «чужаков» и возникают конфликты с «аборигенами». С этим столкнулся горожанин Анатолий Кодоркин. Мужчина приехал к родственникам и поставил авто на гравийный постамент. Вечером он застал местного жителя, сильно возмущенного «захватом территории».
«Я ответил ему, что сейчас позвоню участковому, чтобы он пришел и к черту спилил эти цепочки, - рассказывает Анатолий, - потому что негативно отношусь к самовольному захвату придомовой территории».
И такие эксцессы - в каждом пензенском дворе. В основном конфликты заканчиваются словесной перепалкой соседей. Реже доходит до действий: драк, повреждения машин. В Заречном несколько лет назад автомобили обливали кислотой. Причина одна - мест для стоянки железных коней хватает не всем.
Бездомные машины
С начала нулевых в городе растет число четырехколесных. По сравнению с 2000-м годом уровень автомобилизации Пензы вырос в три раза и сейчас он обгоняет даже Санкт-Петербург и Москву. Вот только количество парковок не растет такими же темпами. Дефицит парковок как рядом с новостройками, так и около старых домов.
«Застройщики приобретают или же арендуют небольшую по размерам территорию, не рассчитывая на большой объем автотранспорта, - рассказывает генеральный директор УК «Высотка» Александр Глушков. - Причин тут несколько, основные заключаются в том, что стоимость земли в городе достаточно высока и в первую очередь влияет на стоимость квартир в планируемом доме, а порой просто нет возможности сформировать крупный участок для строительства. Со старыми домами похожая ситуация: прежние нормы не предусматривали такого количества автомобилей и не рассчитывали на то число парковочных мест, которое требуется на сегодняшний день».
Выезд из ситуации
Уничтожить дефицит парковок могли бы гаражи и подземные паркинги. Но не все готовы тратить на них деньги. Средний гараж стоит 500 тысяч рублей, а место в подземном паркинге, который есть практически во всех пензенских ЖК, - от 300 до 800 тысяч рублей. Места там покупают неохотно.
«Построили полуподземный паркинг в Заречном семь лет назад, и до сих пор одна треть от него остается пустой! Людям, как мне кажется, жалко тратить на эти цели деньги. Или просто не понимают пользу, которую тот приносит», - сетует гендиректор строительной компании СУ-2 Юрий Давыдов.
Действительно: зачем выкладывать стоимость полноценного автомобиля за стоянку, если можно просто вбить колья на бесплатной парковке? Увеличить площадь бесплатных «карманов», казалось бы, можно.
«Например, управляющая компания могла бы взять небольшой участок под парковку, чтобы не возникало «огороженных насыпей». Пустырей, которые можно использовать на эти цели, немало. Нужно только договориться с администрацией города о праве пользования на льготных условиях для жителей и арендатора», - поясняет Александр Глушков.
Но не все жители готовы к тому, чтобы землю вокруг дома укатали под асфальт, кому-то важнее детские площадки и скверы.
О больших автобусах и велосипедах
В крупных городах, как российских, так и европейских, часто идут по другому пути. Они пытаются ограничить пользование частным автомобильным транспортом. В этом же направлении предполагают двигаться и пензенские власти. Не случайно мэр Андрей Лузгин предлагает закупить новые автобусы.
«Учитывая тенденцию автомобилизации, мы стремимся к тому, чтобы пензенцам для регулярных поездок по городу было удобнее пользоваться общественным транспортом», - высказался градоначальник.
Однако это может и не решить проблему. Как сообщили корреспонденту «АиФ-Пенза» специалисты из ТК «Меркурий», увеличение числа автобусов наоборот увеличит нагрузку на дорожное движение и приведет к заторам на дороге. Вряд ли автовладельцы станут пересаживаться на автобус, имея автомобиль.
Есть вариант пойти и по другому «европейскому пути»: пересадить людей на велосипеды. «Главное препятствие тому - отсутствие велодорожек для движения, - рассказывает председатель федерации велоспорта Пензенской области Сергей Монькин. - Были бы они, и велосипедистов было бы больше. Но обустраивать их - сложное дело. Для этого придется полностью «переделывать» несколько улиц, а это немалые траты. Также нужно будет озадачиться созданием стоянок для двухколесных».
Есть и совсем авангардное решение, такое, как «револьверная парковка», она применяется в нескольких российских городах. Стоит такое чудо 2-3 миллиона рублей, экономит много места. Но в Пензе вкладываться в нее пока желающих нет. А потому мы остаемся в лоскутно-гравийной дворовой действительности.