Алексей Тимофеев на том пензенском перекрестке чувствовал себя правым, у него горел зеленый. Но водитель «десятки», для которого светил красный, решил, что успеет проскочить перед Алексеем. Не успел. Результат – ДТП. К счастью, никто не пострадал. Но страховки у водителя «десятки» не оказалось, пришлось идти в суд. Пока шло разбирательство, детали для машины дорожали. К тому, что в результате выплатили на ремонт, Алексею пришлось добавлять свои.
Без страховки
В такую ситуацию попал не он один. Пензенские автолюбители хронически не любят полис ОСАГО. По данным Российского союза автостраховщиков, без него ездят 40% водителей. В рейтинге регионов Пензенская область находится на 33-м месте. Впереди - Чечня, Ингушетия, которые давно славятся сложными взаимоотношениями с автогражданкой.
О том, что делать с нелюбовью к автострахованию, в России размышляют давно. Для того, чтобы сделать полис популярнее, решили сократить срок его действия. Реформаторы объясняли свой замысел так: полис ОСАГО часто не покупают перекупщики, которые лишь несколько дней держат у себя авто, и граждане, решившие ненадолго поработать таксистами. Им невыгодно покупать страховку на год. Специально для них со 2 марта разрешили продавать полис, который действует несколько месяцев и даже дней.
«Думаю, для водителей это будет интересно. Риск попасть в аварию для перекупщика, который перегоняет авто из одного региона в другой, существует. Если есть возможность, лучше подстраховаться», - считает таксист Дмитрий Миряев.
Корреспондент penza.aif.ru попытался оформить полис на один день на сайтах сразу нескольких страховых компаний, особенно популярных в регионе. Попытка оказалась… безуспешной. Ни одна из пяти фирм не давала возможности купить полис на 1 день. В одном случае предлагался вариант приобрести его на срок менее 20 дней, в другом – на три месяца. Но дело не только в сроках. Полис, который можно было приобрести на три месяца, стоил 3071 рубль. А при страховании у этой же компании на год услуга стоила бы 6824 рубля. То есть всего в два раза больше. Выгодно ли это?
Накажет око?
Есть еще две группы водителей, которые всячески игнорируют ОСАГО. Это те, кто совершил в последние годы ДТП, и те, кто недавно получил права. Для них полис может стоить от 20 до 30 тысяч рублей.
«Статистика показывает, что 90% молодых водителей в первые два года после того, как получают права, попадают в ДТП, - поясняет руководитель автошколы Руслан Габитов. - Конечно, эти аварии разные, кто-то неаккуратно припаркуется, кто-то вылетает на встречную полосу. Но вероятность того, что страховой компании придется возмещать ущерб, велика. Поэтому и стоит ОСАГО для новичков дороже. Справедливо ли, что его стоимость сразу в несколько раз больше, чем у опытных водителей? Наверное, разница слишком большая. Но кататься без полиса еще хуже. Тут большое значение имеет вопрос цены. Кто-то считает так: я езжу на машине только на работу утром и вечером. Велик ли шанс, что меня остановит сотрудник ГИБДД? Нет, не велик. Ну, оштрафуют пару раз в год, это тысяча рублей. А страховка стоит несколько тысяч. Поэтому «пряник» с краткосрочным ОСАГО вряд ли подействует на таких водителей. А вот штрафы за езду без полиса, которые будут выписывать на основании средств фото- и видеофиксации, изменят ситуацию. Потому что их могут выписывать каждый день».
О том, что камеры в регионе скоро научатся выявлять тех, кто игнорирует автогражданку, госавтоинспекция предупреждала еще в прошлом году. Испугаются ли водители, покажет время. Зато точно известно, кто будет в выигрыше. В 2023-м и без введения краткосрочного ОСАГО страховые компании собрали с пензенских водителей 2,29 млрд рублей, а выплатили чуть ли не в два раза меньше.
Юрист региональной общественной организации «Защита прав потребителей» Пензенской области Анатолий Ниденс:
«Однодневные полисы вряд ли повлияют на ситуацию с ОСАГО. Они нужны только в крайне редких случаях, например, при транзитных перемещениях. Может ли снизиться стоимость ОСАГО? Может. Сейчас идет обсуждение интеграции полиса ОСАГО России и Белоруссии, планируется, что он станет единым. Только непонятно, как эта интеграция будет происходить, потому что в Белоруссии полис ОСАГО стоит в 10 раз дешевле, чем в России, а лимит по выплате у них на наши деньги не 400 тысяч рублей, а миллион. Поэтому или у нас полисы должны подешеветь, или у них подорожать».