Стране нужны герои. И не важно, когда они совершили подвиги - в былые времена или в наши дни. Главное, что на их поступках и отношении к Родине должна воспитываться молодежь. Правда, современные девушки и парни о некоторых героях прошлого и слыхом не слыхивали.
Уникальная женщина
На днях было принято решение присвоить пензенскому авиационно-спортивному клубу ДОСААФ имя Валентины Гризодубовой. Но мало кто знает, что в областном центре уже есть такая улица. Об этом, кажется, забыли даже те, кто принимал решение по авиаклубу. Впрочем, кто такая Валентина Гризодубова, и какое отношение она имеет к Пензе, тоже помнит далеко не каждый. А это грустно: забывать героев нельзя.
Прежде, чем написать этот материал, мы провели небольшой опрос, чтобы выяснить, знает ли пензенская молодежь хоть что-нибудь о Валентине Степановне. Результаты оказались неутешительными. Большинство опрошенных нами людей ответили «Что-то слышал, но кто это - не помню». Пару человек решили, что речь идет об актрисе советских времен. Чуть больше вспомнили, что это Герой Советского Союза. Нашлись и знатоки, гордо заявившие, что Гризодубова - советская летчица, побившая несколько мировых рекордов. Но даже они не знали, что ее связывает с нашим регионом.
Восполняя этот пробел, напомним: Валентина Гризодубова - знаменитая летчица, первая из женщин удостоенная звания Героя Советского Союза, побившая три женских авиационных рекорда, командир бомбардировочного полка дальнего действия. После Великой Отечественной войны она 30 лет отработала в авиационной промышленности. Летать эта героическая женщина начала, когда ей было всего два года от роду. Тогда ее родители жили в Харькове. Отец Валентины - авиаконструктор-самоучка - построил аэроплан. Однажды, когда его жены не было дома, он привязал к спине маленькую дочурку и поднялся вместе с ней в небо. Понятно, что вопрос «Кем быть» перед Валентиной никогда не стоял.
В 1928 году, будучи студенткой Харьковского технологического института, Гризодубова была зачислена в первый набор харьковского аэроклуба. Окончила его за три месяца, бросила институт и поступила в тульскую лётно-спортивную школу ОСОАВИАХИМа. А в 1929 году - в пензенскую школу летчиков-инструкторов.
В октябре 1937 года на небольшом спортивном самолете она побила рекорд американской лётчицы Аннеты Джинсон, пройдя100 километров со скоростью 218 км/ч. Через 2 дня Гризодубова свергла с пьедестала другую американку - Моури. Вместе с бортмехаником на двухместном спортивном гидроплане она поднялась с Москвы-реки и пролетела 100 километров со скоростью 200 км/час. Через полчаса неугомонная летчица вновь поднялась в небо (на одноместном гидроплане) и «сделала» третью американку - Маргариту Тэннер. На этот раз она пролетела 100 километров со скоростью 190 км/час.
Во время Великой Отечественной Валентина Степановна была назначена командиром 101-го отдельного авиационного полка дальнего действия. Его летчики десантировали наших военных во вражеский тыл, бомбили фашистов в районе Курска, Орла, Львова. В конце 1942 года полк был передан в расположение Центрального штаба партизанского движения. Каждую ночь его самолеты уходили за линию фронта, доставляя партизанским отрядам, действовавшим на Украине, в белорусских и брянских лесах, оружие, боеприпасы, медикаменты. А после войны были долгие годы работы в авиапромышленности. И много небольших, но не менее важных трудовых побед. Вот такая она - героическая Валентина Гризодубова.
Заброшенная улица
Улицы ее имени есть в Москве, Владивостоке, Екатеринбурге, Омске, Новосибирске и многих других городах. В Москве на Кутузовском проспекте в ее честь установлен памятник. Открыты музеи и даже выпущены почтовые марки. В Пензе тоже есть улица Гризодубовой, правда, сейчас она почти забыта, там нет ни одного здания. Отыскать то, что осталось от некогда оживленной улицы, можно только с помощью местных жителей. Когда-то она пролегала близ улиц Беляева и Нахимова, рядом с железнодорожной веткой. От былого частного сектора остались только пышные сады, которые и сейчас радуют глаз. Кстати, в данных Почты России до сих пор можно отыскать индекс давно снесенных домов. А некоторые почтальоны еще помнят обветшалые деревянные дома на стертой со всех карт улице.
На месте последнего снесенного дома сейчас красуется большой плакат, сообщающий о продаже земельного участка. Местные жители говорят, что объявление стоит уже много лет, а на пустыре ничего не делается. Администрация Октябрьского района ситуацию с пустырем не комментирует. Но, исходя из данных публичных кадастровых карт, выходит, что данная территория предназначена для строительства торгового комплекса и многоярусной автомобильной парковки.
«Мы выходим на областную администрацию с предложением дать имя Гризодубовой одной из улиц в строящихся районах, - рассказал нам глава пензенского авиаклуба Александр Васнев. - Она все же почетный житель города Пензы».
Не исключено, что в ближайшем будущем имя знаменитой летчицы блеснет-таки на табличке какой-нибудь новой улицы (хотя остается вопрос, что делать со старой), а пока пензенцы могут гордиться новым официальным названием авиационно-спортивного клуба, сотрудники которого продолжают нести имя знаменитой летчицы в массы.
Получилось!
Днями была исправлена еще одна историческая несправедливость. Около музея народного творчества открыт бюст знаменитого во всем мире, но забытого на своей малой родине Лаврентия Загоскина - русского исследователя, путешественника и писателя. Это он описал и нанес на карту гору Макинди, которая по тем временам была самой высокой горой Российской империи (после продажи Аляски самой высокой точкой стал Эльбрус).