Примерное время чтения: 3 минуты
281

Несладкая жизнь. Повысятся ли цены на шоколадки и пряники

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. АиФ-Пенза 09/02/2022
jan_photo / pixabay.com

В России дорожает все: квартиры, стройматериалы, авто. Скачут цены на овощи. А с февраля этого года, по прогнозам, менее доступными станут и сладости. Правда, пока федеральный минсельхоз заверяет, что серьезного повышения не ожидается.

Движение вверх

Если цены на овощи и фрукты «скачут» в зависимости от сезона, то у сладостей все очень стабильно: движение идет только вверх. И в прошлом году ценники прирастали быстрей, чем в 2020 году. Например, килограмм шоколада, по данным Пензастата, в 2020 году подорожал на 12 рублей, а в 2021-м - почти на 30 рублей! Та же история с пряниками, печеньем, карамельками и зефиром, только прирост оказался чуть меньше.

«Повышение цен на продукты питания происходит один-два раза в год, - рассказывает доцент кафедры «Менеджмент, информатика и общегуманитарные науки» Финансового университета при Правительстве РФ Елена Кузнецова. - В первую очередь это связано с подорожанием муки, сахара, маргарина, яиц, меланжа, химических ингредиентов».

Не стоит забывать и про расходы на транспорт и колебания валютного курса, которые тоже закладываются в цену даже самой маленькой карамельки.

Директор Института экономики и управления ПГУ Виктор Володин:
«Кондитерские изделия - это продукт, готовый к потреблению. Они не являются, в основном, комплектующими для другой номенклатуры или ассортимента. В этом случае скачки в ценообразовании могут происходить по нескольким причинам: когда резко меняется цена на сахар, шоколад, другие компоненты; когда растут в цене импортные добавки; когда речь идет о новом качестве товара и технологиях; когда меняется логистика.Цены также могут увеличиваться при изменении затрат на управление, транспортировку (в целом на реализацию продукции). Как правило, это подорожание в пределах 8-10%. При росте объемов на рынке возможно снижение цен, так как реализация ограничена сроком потребления и нередко проводятся распродажи конфет».

Карамелька от кризиса

Если проанализировать данные сайтов деловой информации о доходах региональных производителей сладкого, то можно заметить тенденцию: в 2020 году у большей части компаний прибыль снизилась. Исключения единичны.

Кондитеры тоже повышают стоимость своих товаров не от хорошей жизни.

«Цены на продукцию сдерживались силами производителей. Из-за инфляции подорожали все компоненты, например, патока и сахар - в два раза!» - рассказывает владелец компании «Бековские сладости» Илья Иссаков.

Однако при падении прибыли многие компании показали рост дохода.

«Прошлые два года стали сложными для всех, но наше предприятие выстояло. Думаю, причина в грамотном маркетинге и сбалансированном производстве. Есть и субъективная причина: в кризис жители берут больше сладкой продукции. Она помогает снять стресс, напряженность. Потому неудивительно, что ее потребление увеличилось», - размышляет Илья Иссаков.

Фото: АиФ/ Владлена Курылева

Часть крупных производителей уже заявила, что будет стараться сдержать цены. Но насколько хватит их сил?

«Темпы роста цен на сладкое будут различные. Он будет тем выше, чем большую степень обработки проходит  продукт. К примеру, сахарное печенье подорожает в меньшей степени, чем торт или пирожное», - замечает Елена Кузнецова.  

«Рост цен был вопросом времени. Мелкие производители закрылись, а крупные выстояли, оставив цену, близкую к прежней, но они не смогли обновить оборудование, улучшить производство. Потому подорожание продукции продолжится», - продолжает Илья Иссаков.

Остается надеяться, что развитый пензенский кондитерский кластер не откажет пензенцам в сладкой жизни. Тем более, что пять лет назад он являлся одним из лидеров кондитерского производства в стране, занимая пятое место в этой области. Однако на сайте пензенского минпромэка новостей о росте производства или новых инвестициях в кластер в 2020-2022 годах найти не удалось.

Глава фермерского хозяйства Вячеслав Сосунов:
«Сейчас идет общая тенденция удорожания производства и продукции. К сожалению, есть прогнозы, что в ближайшие годы проблемы только усилятся. Главная причина – коронавирус. Часть работников болела, а потом восстанавливалась после лечения. Из-за чего у производств возникали проблемы с темпами производства продукции».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах