Примерное время чтения: 10 минут
192

«На камерах не зарабатываем». В ГИБДД рассказали, как воспитывают нарушителей ПДД

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. АиФ-Пенза 28/06/2023
Снежана Миткова / АиФ

3 июля в России считается Днём госавтоинспекции. Как СВО повлияло на уровень ДТП? Какие нарушения скоро будут замечать комплексы фото- и видеофиксации? И какие претензии у полиции к авто-школам? На вопросы «АиФ»-Пенза» ответил начальник УГИБДД УМВД России по Пензенской области Антон Шматков.

Об импортозамещении и авиаперелётах

Ирина Акишина, «АиФ»-Пенза»: Антон Витальевич, число погибших в ДТП за 5,5 месяцев этого года выросло на 35 % по сравнению с 2022-м. Что происходит?

Антон Шматков: Основную тяжесть нам дала федеральная трасса М5 – 33 погибших из общего числа. Основной пик ДТП пришёлся на январь и февраль – 29 жертв. В прошлом году за этот же период было 13 . В первую очередь, это произошло из-за перераспределения транспортных потоков. Раньше они шли с запада на восток, теперь, после начала СВО, с востока на запад. Это связано, в том числе с импортозамещением. К тому же, самолёты в южном направлении сейчас не летают, и мы видим увеличение трафика на федеральной трассе: грузового транспорта – в три раза, легкового – в два раза.

Выросло число ДТП с грузовым транспортом, которым управляют граждане из Ближнего зарубежья (Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана), или с машинами, которые зарегистрированы в этих странах. Рост ДТП сейчас на всех федеральных трассах России.

- И что вы предпринимаете?

- У нас основной вид ДТП – столкновение транспортных средств, связанное с выездом на встречную полосу. Мы проанализировали ситуацию и выявили, что часто причиной тому было утомлённое состояние водителей или их нетрезвое состояние. Поэтому пересмотрели маршруты патрулирования нарядов ДПС, поставили их в утренние часы на границы области. Сотрудники выявляют утомлённых водителей, предлагают им отдохнуть, поспать хотя бы 20 минут. Увеличили число комплексов фото и видеофиксации, знаков информирования об аварийно-опасных участках, оборудовали новые шумовые полосы. Это лишь часть мероприятий. Сейчас число ДТП с погибшими не растёт так сильно, как зимой.

К сожалению, у нас не все дороги четырёхполосные, с разделительными полосами, которые позволяют исключить лобовое столкновение. Вот лишь один пример: раньше на участке от Пензы до Рамзая ежегодно в ДТП погибало 50 человек. После того, как там сделали по три полосы в каждом направлении с разделительной полосой, мы погибших практически не наблюдаем.

- А строительство развязки на М5 у посёлка Монтажного? Зареченцы очень обиделись, что вы отменили им поворот налево…

- Решение об изменении схемы организации дорожного движения в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством принимает владелец улиц и дорог, в данном случае это ФКУ «Поволжуправтодор». Если оставлять этот поворот, то будет занята одна полоса федеральной трассы, это неправильно. Мы многое сделали на этом перекрёстке, оборудовали новые пешеходные переходы, несколько раз меняли организацию движения. Здесь очень опасный участок, кардинально ситуация изменится на нём лишь тогда, когда здесь будет построена новая развязка. Её строительство должны были начать ещё в 2021 году, сейчас, предположительно, перенесли на 2024 год.

Штраф за дорогу

- На комиссии по безопасности дорожного движения вы критиковали местные власти…

- Есть такое понятие, как НДУ – недостатки дорожных условий. На федеральных трассах с ними связано 1-2 % ДТП, на региональных дорогах – 5-6 %, а на муниципальных доходит до 50 %. Речь идёт о снежных отложениях на проезжей части, отсутствии освещения, барьерного ограждения, разметки, дорожных знаков. Если в Мокшане на дорогах будут отсутствовать тротуары, там продолжат погибать люди. По итогам совещания губернатор Олег Мельниченко рекомендовал по мере поступления денежных средств принимать меры по благоустройству.

- На основании ваших обращений суды периодически штрафуют владельцев дорог за их плохое содержание. Может, вам почаще надо протоколы выписывать? Вся Пенза в провалах.

- В связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 г. Госавтоинспекция нацелена на проведение профилактических мероприятий с владельцами улично-дорожной сети. В случаях когда выявляются нарушения обязательных требований в содержании улиц и дорог, информация о выявленных недостатках направляется для согласования в областную прокуратуру и только после согласования принимаются соответствующие меры. 

Жестокие экзамены

- Много жалоб на то, что на водительские права сдают чуть ли не по году. Эти экзамены были ужесточены…

- Наоборот. Если раньше надо было сдать три экзамена (теорию, упражнения на площадке, движение в городе), то в прошлом году «площадку» отменили, и упражнения, которые были в этом экзамене, включили в «реальное дорожное движение». Вместо трёх экзаменов стало два. В соответствии с постановлением Правительства РФ и приказом МВД кандидат должен откатать не менее 30 минут и выполнить прописанных в приказе упражнений. Большего мы не требуем.

- Но почему так много пересдач?

- Сейчас курсанты теорию из 20 вопросов сдают за 4,5 и даже за 3 минуты. Откуда такая скорость? Они просто заучивают билеты, визуально их запоминают. Их натаскивают в автошколах. Но правила-то на самом деле они не понимают. И в результате, если теорию с первого раза у нас сдают 30 %, то «город» – 6 %! Да, у меня есть претензии к автошколам! Я бы увеличил количество практических часов как минимум в два раза, лишал бы лицензии автошколу, если у её выпускников низкий процент сдачи, создал бы рейтинг инструкторов. А если человек не сдал с 5–10 раза, то отправлял бы его на переобучение в ту же школу за её счёт.

- Что происходит с МРЭО? Там постоянно слетает система, с помощью которой водители записываются на регистрацию транспортных средств. В результате поставить на учёт машину, это всё равно, что пройти квест…  

- За май-июнь мы зафиксировали 20 различных сбоев. Идут DDOS-атаки. Мы не можем на это повлиять, система – федеральная. Но когда происходит сбой, сотрудники принимают посетителей до последнего. И я бы не сказал, что количество жалоб резко выросло. У нас по стандартам удовлетворённость от оказания госуслуг должна была быть не менее 90 %. Так вот, по итогам опроса, за третий квартал 2022-го она составляла 98 %.

- А в Заречный МРЭО вернут?

- Это решение принимает начальник УМВД региона. В 2019 году перед закрытием это отделение обслуживало 20 человек в день. А МРЭО Пензы – 220 человек, это без учёта экзаменов. Здание, в котором располагалось отделение в ЗАТО, не соответствовало предъявляемым требованиям. Помещение, в котором предоставляются госуслуги, должно находиться на первом этаже, иметь доступ для инвалидов. В 2017 году у нас была проверка, мы указывали, что здание не соответствует, были направлены письма в администрацию Заречного, мы предлагали найти другое подходящее помещение, но не были услышаны.

- В Городище тоже здание не самое современное…

- В Городище отдел находится последний год, потом переезжает в новое здание, которое будет отвечать всем требованиям.

Напомню, что зареченцы, например, поменять водительские удостоверения могут в местном МФЦ, для этого им не надо ехать в Пензу.

Езда в неадеквате

- Почему прокуратура каждый год выявляет граждан, которые стоят на учёте у нарколога, но при этом имеют водительские права? Почему у нас автомобилями управляют люди в неадекватном состоянии? 

- На практике происходит так: если водителя в состоянии опьянения останавливает наряд ДПС, то гражданин отказывается от медосвидетельствования, чтобы по результатам анализов его не поставили на учёт к наркологу. Удостоверение выдаётся на 10 лет, и только через этот период времени он обязан получать новую справку. А за эти 10 лет граждане не только наркоманами становятся, но и начинают страдать психическими заболеваниями. Кроме того, автоматически прекратить действие водительских прав у тех, кто попал на учёт нарколога, ГИБДД не может. Подобное решение принимает только суд. Именно поэтому прокуратура и выходит с ходатайством в суды о лишении прав управления транспортным средством.

- Были ужесточена ответственность за управление авто в нетрезвом виде. Это помогло? Полиция продолжает выявлять водителей подшофе. Может, надо санкции ужесточать?

- Количество ДТП с водителями в состоянии опьянения, по сравнению с 2017 годом, снизилось почти в два раза. Но я бы ужесточил наказание. Неспроста у нас рассматривали законопроект об изъятии у таких нарушителей-рецидивистов транспортного средства и постановку его на штрафстоянку. Здесь ужесточать надо ещё больше, чтобы мысли даже не было у человека сесть за руль пьяным. 

Око, видящее жёлтый

- Сейчас вас ругают: ГИБДД навешало везде камер, чтобы для государства денег зарабатывать…

- Все установленные камеры принадлежат ГБУ «Безопасный регион» и установкой комплексов занимаются сотрудники данного учреждения. Здесь дело не в деньгах, а в дисциплине. Мы постоянно вносим предложения по перемещению и установке  новых комплексов, в первую очередь  в местах концентрации ДТП и аварийно-опасных участках автодорог. Их надо больше, в первую очередь – передвижных. Да, камеры положительно влияют на дорожную обстановку. Как только ввели камеры на ремень, водители стали пристёгиваться. А ремни – это не ерунда. Тяжесть ДТП из-за чего увеличивается? Из-за того, что люди не пристёгнуты, бьются головами о стойки, лобовые стёкла, ломают себе шейные позвонки. 29 мая под Елюзанью Audi съехала на обочину, перевернулась два раза. Пассажир, который был пристёгнут, остался живым, его из больницы отпустили, а водитель не пристёгивался, он вылетел из салона, и его придавило машиной. Он погиб.

- Что это за нововведения – камеры, следящие за проездом на жёлтый свет светофора?

- Проезжать на жёлтый сигнал светофора всегда было запрещено. С 1 марта привели ПДД в соответствие, теперь проезд на жёлтый сигнал является таким же нарушением, как и на красный. Но если вы заехали на перекрёсток, то имеете право завершить манёвр. У нас камер, фиксирующих нарушение проезда на жёлтый свет, пока несколько штук. Планируем, что должны появиться комплексы, которые будут отслеживать разговор по телефону без гарнитуры во время управления транспортным средством, невключённый свет ближних фар, автомобили, чьи владельцы не приобрели полис ОСАГО.

Телефонное право и взятки

- Судя по криминальным сводкам, граждане продолжают давать сотрудникам ГИБДД взятки…  

- Ну, сейчас давать стали реже. Все наши машины оборудованы средствами фото- и видеофиксации, у сотрудников на груди есть переносные камеры. Не знаю, какой наглостью надо обладать, чтобы сейчас предлагать им деньги. В основном, это делают граждане в состоянии опьянения. Мы в прошлом году на нашей интернет-площадке спрашивали анонимно, вымогал ли с вас инспектор взятку. 95 % пользователей сказали «нет». На вопрос «Давали ли вы инспектору взятку» отрицательно ответили 90 %. 

- А ещё по дорогам продолжают ездить машины с красивыми номерами, чьи водители показывают сотрудникам ГИБДД красные корочки…

- Не надо, для нас все равны. Недавно лично заставил одного наглеца на автомобиле с тремя шестёрками растонировать окна. Телефонное право у нас не действует. За свою деятельность начальник ГИБДД ещё ни одному сотруднику не дал указание отпустить того или иного водителя. Сегодня я его отмажу, а завтра он поедет подшофе и ребёнка собьет. Такой грех на душу я не возьму.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах