Примерное время чтения: 7 минут
1115

Ломать - не строить. Куда исчезает старая архитектура Пензы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. «АиФ-Пенза» 01/08/2018 Сюжет Пензенская область. История в документах и судьбах
В этом тереме в Ахунах любили отдыхать наши предки.
В этом тереме в Ахунах любили отдыхать наши предки. Государственный архив Пензенской области

Власти обещают сохранить и приукрасить истинное лицо старой Пензы. Положить на тротуары новую плитку, отреставрировать фасады домов, установить стилизованные под ретро арт-объекты. Однако у пензенских художников, краеведов и архитекторов на этот счет свое мнение. Лицо города постепенно стирается, уверены они, и если еще немного потянуть время - восстановить его будет уже невозможно.

Поговорить на эту тему мы решили с художником, коллекционером, членом художественного совета Пензы Денисом Коробковым.

Досье
Денис Коробков. Окончил Пензенское художественное училище имени А. К. Савицкого. Художник старается показать привычные вещи под непривычным углом зрения, побуждая зрителя к философским рассуждениям. Коллекционирует открытки и фото старой Пензы. Один из создателей фотолетописи «Пенза. Листая старый альбом….» (автор Игорь Шишкин).

Бег от себя

- Денис, вы, человек, активно интересующийся архитектурой нашего города и коллекционирующий старые фотографии  Сурского края. Как вы смотрите на нынешнюю реконструкцию исторического центра Пензы?

- Я не знаю, как он будет выглядеть после реконструкции, могу судить только о том, что уже сделано. Понимаете, старые здания несут другую философию жизни. Поэтому мы и ощущаем себя по-другому, находясь в центре города. Здесь хочется остановиться, почувствовать другое течение времени, подумать, помечтать…

Обратите внимание на то, как построены современные микрорайоны, состоящие из однотипных коробок.  Между ними «несутся» вдаль прямые  дороги и тротуары. Такое расположение подсознательно заставляет человека все время куда-то бежать! И мы бежим, постоянно торопимся, не задумываясь о том, что в таком состоянии теряем энергию, так необходимую нам для творчества и самосовершенствования. Мы видим на «бегу» только мелькание жизни, не понимая смысла своего существования.

- Получается, что современная архитектура нацелена на то, чтобы человек разучился думать и созидать?

- Делайте выводы сами. Вы знаете, я тоже рос в таком микрорайоне, ходил в обычную панельную школу, и считал, что такая безликая обстановка - норма жизни. А, когда впервые попал в художественное училище и вдохнул его атмосферу, понял, что это - просто волшебное место! Это здание наполнено своей энергетикой, своей историей. Там тянет творить! Я заметил, что студентам даже не хотелось там ругаться - атмосфера к этому не располагает. Ты понимаешь, что должен ей соответствовать. Вот и получается, что архитектура формирует внутренний настрой человека.

Легче замазать

- Сейчас люди получают удовольствие от дорогих гаджетов, не расстаются со своим айфоном и смартфоном. А что могло интересовать людей в эпоху расцвета архитектуры?

- Вы сами ответили на свой вопрос. Они получали удовольствие от искусно сделанного фасада своего дома и декорирования жилища. Люди того времени никуда не спешили и не собирались никуда уезжать, они строили на века. В центре города почти в каждом доме был камин, украшенный майоликой. Теперь, когда эти дома сносят, за каминной мозаикой идет охота. Она ведь очень дорого стоит, потому что специалистов, способных ее делать на таком же уровне, днем с огнем не найдешь!

То же самое касается и артельщиков, способных сохранить все тонкости фасадного убранства. Их у нас, к сожалению, тоже нет! Даже архитектурные мастерские с категорией, дающей право на реставрацию культурно значимых объектов, не имеют в штате ни кузнецов, ни лепщиков, ни деревянщиков, ни каменщиков (нужного уровня).

Старинные фасады - это же произведения искусства: у них идеальные пропорции, лепнина, резные двери, кованные и чугунные декоративные детали (кронштейны для флагов, козырьки, фонари и прочее). Вот, возьмите, например, здание на Московской, 1 (раньше там был магазин «Будылин», а сейчас кафе). Там снова отваливается каменный карниз, сделанный в виде изящного узора. Его, конечно, восстановят, но готов поспорить, что места, откуда отвалилась лепная штукатурка, будут просто ровненько замазаны. Ведь для того, чтобы восстановить первозданный вид, сначала нужно сделать слепок. Затем выпилить лобзиком заготовку из дерева, а потом дать штукатурам, чтобы они сделали нужный профиль. Никто этим не будет заниматься. Бизнесменам нужно, чтобы здание выглядело аккуратно, они не обязаны ничего восстанавливать.

- Говорят, что многие были недовольны реставрацией художественного училища. Это правда?

- Это здание реставрировали три года. Наружные работы, как выяснилось, заключались только в побелке фасада. Внутри, там, конечно, много изменений - водопровод в каждой мастерской, душевые кабины и много того, что к реставрации никакого отношения не имеет.

Я помню, как выдирали лебедкой от крыльца кованые элементы. Для чего это нужно было, так никто и не понял, но великолепная ковка с крыльца исчезла навсегда.  Убрали и знаменитые «итальянские» ступени у входа, сделанные из роскошного белого известняка. Вместо них положили низкокачественный бетон и щебенку. Через год все ступени раскрошились. А известняк прослужил студентам десятки лет и в нем всего лишь вытерлись углубления!

Старинные деревянные двери, стоявшие на входе с правого и левого крыла здания, тоже сняли, чтобы отреставрировать. А когда поставили на место, оказалось, что с них исчезли вырезанные из дерева лавровые венки! Видимо, рабочим было легче их выкинуть, чем восстановить. Первоначально, на крыше, по всему периметру здания хотели уложить специальный греющий кабель. Он не давал бы образоваться сосулькам. Потом на кабеле решили сэкономить - подумаешь, сосульки! Теперь каждую зиму коммунальщики долбят крышу ломами, повреждая кровлю.  Влага проникает в кирпич, разрушая стены. Сейчас в актовом зале с дворцовым интерьером и чудесной акустикой, которой всегда завидовали студенты музыкального училища, красуются огромные плесневелые разводы на стенах. В библиотеке приходится укрывать пленкой книжки от «дождя».

Я разговаривал потом с руководителем фирмы, делавшей ремонт. Рассказал об исчезнувших лавровых венках с дверей. Он только развел руками, мол, где ж теперь их искать…

«Каменный» хлеб

- Неужели у нас нет мастеров, способных взяться за восстановление старой Пензы?

- Их очень мало осталось. И те ездят по монастырям, где еще нужна их работа, или нанимаются в богатые дома на Рублевку, где ценители прекрасного щедро платят за такой труд. У меня знакомая художница работает в Москве. Так она недавно реставрировала в одном богатом доме старинную дверь, явно снятую с какого дореволюционного здания. А мы не ценим того, что у нас есть! Кстати, «родных» дверей ни на одном старинном здании Пензы уже не осталось. Куда они исчезли, можно только догадываться.

- Значит, теоретически восстановить оставшееся еще можно?

- Не все. Например, кирпичные узоры теперь уже никто не сможет повторить. Раньше каменщики настолько виртуозно владели своим искусством, что могли просчитать, как кирпичи вместе со слоем раствора будут подходить друг к другу. Да и сам кирпич раньше выпекали чуть ли не как буханку хлеба! Старый кирпич - цельный, аккуратный, как абашевская игрушка. А современный, даже новый, весь в трещинах.

- Неужели нельзя собрать нужных мастеров для такого дела?

- Можно, конечно, если иметь желание и средства. Могу даже привести пример - здание бывшего магазина «Велес» на улице Московской. Его фасад был сохранен в первозданном виде. На это была воля собственника. В 90-е годы он пригласил лучших специалистов и поставил задачу: восстановить все, как было.  Фасад был восстановлен.

- А, что на ваш взгляд, портит исторический облик города?

- Портят не к месту поставленные строения. Например, по улице Чкалова, напротив кукольного театра поставили «барак» в три этажа. Там сейчас популярный сетевой универсам. Да, наверное, это для кого-то удобно, но здание перекрыло прекрасный вид на церковь. Такое впечатление, что наши архитекторы, разрешая строительство, смотрят только на карту сверху. А, как это будет выглядеть на местности, никого не интересует. Вот и на улице Богданова выросла «свечка», со стороны Пензы-3. Она резко изменила панораму города и далеко не в лучшую сторону.

Сейчас утрачено отношение к архитектуре, как к искусству. В ней исчезла наполненность. Разные исторические эпохи имеют свои достижения. Было время, когда средний уровень архитектуры был очень высокий, и это нужно сохранить.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах