Примерное время чтения: 3 минуты
767

Куда катимся: почему перевозчики позволяют себе повышать ценники

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. АиФ-Пенза 11/11/2020

Только ленивый не критикует общественный транспорт. И в областном центре, и в районах жалуются, что автобусов и маршруток не хватает, что они грязные и часто ломаются.

В Пензе на прошлой неделе объявили, что поездка в маршрутке будет стоить 32 рубля. С последнего повышения прошло чуть больше года. Почему транспортники могут себе это позволить?

Не прошло и года

«Перевозчики проинформировали о повышении цен», - подтвердил заместитель начальника управления транспорта и связи города Пензы Михаил Глушков. В список на подорожание не попали лишь троллейбусы и несколько маршруток.  

Казалось бы, пора перестать этому удивляться. Цены растут каждый год, как областном центре, так и в других населенных пунктах области. В Сердобске, Кузнецке и Каменке проезд стоит от 20 до 23 рублей. Причины для подорожания находятся ежегодно.

«Цены повышаются из-за стоимости заграничного ремонтного оборудования. Также сказались подорожание топлива, уменьшение пассажирооборота, наш переход с 1 января на новую тарифную систему», - сообщил представитель ООО «Меркурий», одного из крупнейших компаний-перевозчиков.

А этот год особенный. Пензастат рассказывает, как пострадал общественный транспорт в пандемию: так за девять месяцев 2020-го пассажирооборот снизился почти на четверть в сравнении с 2019-м. Есть и еще причины для того, чтобы цены подгонялись вверх.

Тариф нерегулируемый

Обывателям кажется, что, если есть тариф, то за ним должны следить. Но жизнь многограннее. В пассажирских перевозках существуют тарифы регулируемые и нерегулируемые.

С лета 2019 года в Пензе действует система нерегулируемых тарифов. На нее было решено перейти якобы из-за того, что после новшеств в законодательстве на регулируемые тарифы пришлось бы выделять много бюджетных средств.  Бюджетные деньги тогда, может быть, и сохранили, но перевозчикам дали карт-бланш.

Монополия в сговоре

Другая тема – о хозяевах пассажирских перевозок. Они идут со времен смерти МУП «ППП». Долго обсуждали, почему на аукционах муниципальное предприятие не билось за прибыльные маршруты? Почему долги МУП «ППП» создают ощущение, что предприятие склоняли к самоубийству?

Ответы можно найти, если посмотреть, к чему привела гибель МУП «ППП».  Сегодня пассажирский транспорт в Пензе в основном связан с двумя именами - Михаилом Кривозубовым и Андреем Фоминым. Получается, чтобы решить вопрос о поднятии цены, достаточно договориться только двум бизнесменам. И кто их накажет? Пять лет назад УФАС пытался обвинить в картельном сговоре перевозчиков, но проиграл в суде. В 2019 году УФАС сговор доказало, перевозчики должны заплатить штраф, правда, его размер вряд ли превысит 100 тысяч рублей. Портить монополистам-частникам настроение под силу муниципальному транспорту. Самый дешевый внутригородской проезд по региону – 18 рублей, в Заречном, там остался в живых муниципальный «Автотранс».

Заместитель главы Пензенской городской думы Олег Шаляпин:
- К сожалению, у нас в городе существуют только частники-монополисты, которые бесконтрольно могут повышать стоимость проезда. Повышение каждый год - это очень часто! Выход один - возрождение муниципального транспорта.

Своя игра

Пензенские власти пытаются играть в свою игру. Мэрия обратилась в прокуратуру с просьбой проверить обоснованность повышения платы за проезд. Также заявила о желании приобрести в лизинг 110 автобусов. А на днях сообщила, что готова побороться за тарифы.

«В 2021 году планируется заключение муниципального контракта по шести маршрутам автобусов. Это сделано для того, чтобы администрация имела возможность влиять на стоимость проезда по всем магистральным маршрутам автобусов большого класса», - сообщает пресс-служба мэрии.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах