aif.ru counter
100

Кто виноват в трагедии. Почему нельзя исключить новых катастроф

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. АиФ-Пенза 27/11/2019

Пенза в очередной раз прогремела на всю Россию. О жуткой аварии на улице Аустрина рассказали по всем центральным телеканалам. 

Что говорят?

19 ноября стало очередной черной страницей в летописе местных коммунальных аварий. Произошедшая в этот день трагедия должна была стать чем-то вроде электрошока для местных чиновников и коммунальщиков, безразличие и разгильдяйство которых зашкаливает. Во всяком случае, простые жители Пензы искренне на это надеялись. Но прошло время, а никаких отставок или хотя бы прилюдных порицаний не последовало. Чиновники уверяют, что выводы сделаны. Однако эксперты, разбирающиеся в том, как функционирует город, сомневаются в глубине и эффективности этих самых выводов. И даже не исключают новых трагедий по причинам, не связанным с крайней изношенностью коммуникаций.

Пензу все чаще называют «проваливающимся» городом. Нам, конечно, далеко до пермских Березняков, которые медленно, но верно сползают в растущие на глазах пропасти. Но и у нас асфальт с завидным постоянством уходит из-под ног и колес. До недавнего времени горожане отделывались легким испугом, ведь «асфальтовые» аварии обходились без глобальных последствий. Некоторые даже пытались организовать в соцсетях шутливый квест на тему «Угадай, когда у Олимпа снова провалится дорога».

Шутки закончились 19 ноября, когда по городу с молниеносной скоростью разлетелась трагическая весть: у одного из магазинов на улице Аустрина в яму с кипятком провалился автомобиль Lada Largus. Находившиеся в его салоне двое мужчин погибли.

Горожане испытали шок: невозможно осознать, что кто-то позавтракал, оделся, поехал по делам и… захлебнулся в горячей воде. Асфальт разверзся прямо под колесами отечественного авто. Из этого злополучного места шел пар, но никто и представить не мог, что под дорожным покрытием образовалась огромная яма с водой. Сейчас именно это обстоятельство наводит некоторых экспертов на мысли о неочевидности произошедшего. Но обо всем по порядку.

Почему не хватает денег?

Не секрет, что городские коммунальные сети изношены до предела. Об этом чиновники ни один год говорят на всевозможных  совещаниях, а ресурсники, жалуясь на нехватку денег, латают дыры и меняют коммуникации совсем не такими темпами, как хотелось бы. Для того, чтобы привести в порядок всю паутину городских коммунальных сетей, нужны десятки миллиардов. Ни у города, ни у региона таких денег нет. Помочь могла бы государственная программа, но «центр» по этому поводу молчит. Это первая причина большинства коммунальных катастроф, в том числе – грядущих.

«Рванувшая» в самом начале отопительного сезона труба принадлежит мордовскому филиалу публичного акционерного общества «Т Плюс». В этом году предприятие вложило в ремонт сетей более миллиарда рублей. Но участок, на котором произошла авария, не ремонтировался, хотя данному трубопроводу почти 60 лет. Почему? Потому что не вызывал опасений! Оказывается, в 2018 году состояние злополучной трубы оценили эксперты одной уфимской организации. Они не обнаружили критические утончения толщины стенки трубопровода и разрешили его эксплуатацию до октября 2020 года.

Но трубе предписания не ведомы. Она взяла и лопнула. Теперь с выводами уфимцев не согласна и пензенская прокуратура.

«Проведенной проверкой установлено, что толщина стенок в месте прорыва составляет от 2 до 4 миллиметров, а это не соответствует выводам экспертизы», - сообщила старший помощник прокурора Пензенской области Светлана Артамонова

И это вторая причина, по которой в будущем могут происходить подобные аварии: никто не может поручиться за профессионализм аккредитованных  экспертных организаций.

Еще одна потенциальная угроза коммунальных бед – бесхозные сети, которых в нашем регионе огромное количество. Никому не принадлежащие трубы с холодной и горячей водой ветшают, за них никто не отвечает и, соответственно, их состояние никто не отслеживает.

В Пензе бывали случаи, когда лопнувшие бесхозные коммуникации приходилось чинить жителям ближайших домов. За свой счет, разумеется. Чиновники не видят в этом проблемы, в отличие от простых людей, которые не понимают, почему должны содержать уличные сети, ведь при покупке квартир их никто об этом не предупреждал. «Бесхозные коммуникации – мина замедленного действия, - считает слесарь Олег Смирнов. – Если эту проблему не решить, город погрязнет в авариях».

Журналист, исследователь, автор книги «Тайны пензенских подземелий» Владислав Самсонов:
«Беда в том, что у нас не всегда учитывается местная специфика – состояние подземного «города», наличие естественных пустот, особенности рельефа и т.д. Единая сеть подземных ходов нарушена, остались лишь отдельные фрагменты, нужно учитывать их наличие. Особое беспокойство вызывают подземные реки - Кашаевка, Шолоховка, Мойка. Когда-то они были заключены в искуственные желоба, имитирующие русла. Состояние этих русел и сводов над ними разное, есть разрушения. По интернету «гуляет» снимок, сделанный пензенским диггером. На нем отчетливо видно, что свод одного из таких тоннелей пробила свая. Что это за свая? А если это жилой дом? Несколько лет назад автобус, двигавшийся по ул. Карла Маркса, провалился колесом в только что образовавшуюся яму. Она не появилась ниоткуда: когда-то под этой улицей тянулся тоннель, идущий от парка Белинского. Всю эту подземную специфику обязательно нужно учитывать. А коммунальщикам, архитекторам и строителям работать в тесном содружестве, чтобы исключить градостроительные и коммунальные «сюрпризы».

В чем все-таки дело?

Четвертая причина возможных коммунальных катастроф с изношенными сетями не связана. Но она, пожалуй, самая страшная, потому что в прямом смысле слова, скрыта под землей, и точно оценить масштаб угрозы невозможно.

Речь идет о подземных ходах и подземных реках, которые протянулись под городом на многие километры. Это не миф, под Пензой действительно протекает несколько рек, отличающихся своенравным характером. Детально подземный город никто не исследует, систематизированных сведений о его состоянии нет. Диггеры периодически спускаются под землю, знают, что там происходит, но эта информация почему-то чиновников не интересует.

Между тем, жители домов, расположенных неподалеку от злополучной ямы с кипятком, говорят, что асфальт тут проваливается много лет. Именно поэтому они были против, когда было решено оборудовать здесь стоянку. Но чиновники, как водится, горожан не услышали.

Кстати, яма в месте прорыва тепломагистрали образовалась подозрительно быстро. По данным регионального СУ СК РФ, пар над асфальтом появился в 09:19, через 15 минут образовалась яма с горячей водой, а в 09:35 в нее провалилась машина. Пока следователи не говорят, сколько длилась утечка. Изъято огромное количество документов, в том числе в соседних регионах. Проводятся экспертизы. Однако представители ресурсоснабжающей организации утверждают: утечка была краткосрочной. Мол, если бы вода вытекала долго, давление бы сильно упало и это непременно бы заметили. Тогда в чем дело? Может быть, в естественной пустоте, о существовании которой никто не знал? Или все-таки в длительной утечке, которую почему-то проглядели?

На эти вопросы ответит следствие. Нам же остается надеяться, что чиновники извлекут урок из этой жуткой трагедии и наведут порядок не только в коммунальном хозяйстве, но в своих умах.

Компетентно

Инженер Руслан Бармаков:

- Учитывая все известные на сегодняшний момент параметры (площадь повреждения, диаметр трубы, давление, глубину и диаметр ямы), могу сделать вывод: вода текла из трубы не менее суток. Приведу расчет. Берем площадь повреждения 10 на 25 сантиметров, и определяем количество жидкости, вытекающей в секунду, при давлении 1,7 Мпа (или 17 атмосфер). Такое максимальное давление создают при проверке труб, если их диаметр равен 500 мм. Вносим цифры в формулу секундного расхода истекающей жидкости через отверстие:

Где Q – секундный расход (кг/час)

Fс – площадь отверстия (м²)

v₂ - скорость истечения (м/сек)

φ - коэффициент истечения

∆p – перепад давления (Па)

ρ - плотность жидкости (кг/м³)

Получается, что за секунду вытекало 900 граммов, за час - 3,24 тонны, или 3,34 кубо метра. Яма глубиной три метра и диаметром пять метров должна была бы наполниться за 18 часов. И это при идеальных условиях! А тут было и давление грунта, которое тормозило вытекание, и потери давления по самой трубе. И еще. На несчастье тепловиков, скорее всего, в том месте был положен хороший асфальт, который сдерживал провал до определенной поры.

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах