Стереотипы менять сложно. Один из них – женщина за рулем. А если она еще и водитель такси! Оксана Пантелеева в этой профессии уже почти пять лет, сейчас работает с DiDi. Читателям «АиФ» она рассказала о предубеждениях против «водительниц», об «опоздунах» и «говорунах».
О «девятке» и «водительницах»
- Оксана, сколько лет вы за рулем?
- «Права» я получила больше восьми лет назад. О машине я мечтала всегда. И так получилось, что свой первый автомобиль я приобрела еще до начала обучения на водителя. Все экзамены сдала с первого раза.
- Какая машина стала для вас первой?
- Это была «девятка»! Причем самая что ни на есть мальчуковая.
- Наверняка, вишневая?
- Нет, синяя. Хотя и в вишневой я смотрелась бы хорошо!
- А в такси как пришли?
- Можно сказать, что случайно. Даже больше – для интереса. К этому решению меня подтолкнули мои знакомые, которые на тот момент в такси уже работали. Вначале я захотела просто подработать. Стало получаться, и я решила в такси остаться. И вот уже пять лет эта работа является для меня по-настоящему любимой.
- Почему выбрали именно DiDi?
- Здесь самые интересные условия работы и здесь все прозрачно и понятно – видно, откуда и куда надо ехать, где конкретно забирать пассажира, здесь есть всевозможные бонусы и доплаты. В целом здесь очень достойные условия для работы.
- Есть предубеждение, что женщины хуже водят. Не упрекают ли вас вашим вождением мужчины?
- Авторы этих стереотипов, как правило, сами мужчины, которые не очень хорошо водят. Ведь плохому водителю, как известно, на дороге всегда что-то мешает… Вот и назначили они причиной своих дорожных бед нас, женщин-водительниц. Хороший водитель, как, впрочем, и любой нормальный мужчина, никогда женщине плохих слов не скажет. Сейчас все меньше обращают внимание на то, какого пола человек за рулем, – женщин с каждым днем становится все больше.
- «Водительница» – не обидное слово?
- Нет, конечно. Если есть водитель, то почему водительницы быть не может? В моей жизни сейчас совпали две составляющих – я с удовольствием иду на работу, потому, что люблю водить, и с удовольствием иду домой, где меня ждут и любят. Кроме этого, работой я не связана по рукам и ногам – свой рабочий график я могу формировать самостоятельно. Так что, водительница даже звучит несколько гордо – очень похоже на воительницу!
О «кодексе» и «мамочках»
- Как отреагировали родные и друзья на ваше решение зарабатывать вождением? Не отговаривали?
- Какой-то бурной реакции не было. Потому что эта профессия ни чем не хуже других. А в чем-то – даже лучше. Конечно, без советов и рекомендаций не обошлось. Мол, будь аккуратнее, ведь люди бывают всякие. Родители переживали больше всех, разумеется.
Как водителю, так и пассажиру в приложении доступно множество функций, обеспечивающих меры безопасности во время поездки, например, кнопка SOS, возможность поделиться маршрутом поездки, исключение пользователей из подбора для будущих поездок, скрытые номера и пр. Они всегда «под рукой» в ситуациях, когда водителю или пассажиру требуется помощь. Для быстрого и эффективного решения возникающих вопросов водители и пассажиры могут в любое время суток обратиться к специалистам службы поддержки DiDi по телефону или в чате в мобильном приложении.
- А какая реакция у пассажиров, когда за рулем такси они видят такую симпатичную девушку?
- У некоторых случается и шок. Причем, происходит это почти ежедневно и до сих пор. Многие предлагают познакомиться и даже приглашают на свидание. Но предложений руки и сердца пока не было.
- Люди бывают разные. Случались ли конфликты с пассажирами?
- В таких случаях мне всегда на помощь готовы прийти мои коллеги-мужчины. Каких-то случаев агрессии не было, но иногда бывают пассажиры, которые не хотят платить. Все конфликты такого рода разрешались мирно.
- Можно ли сказать, что существует некий кодекс чести таксистов?
- Определенные правила, конечно, существуют. Когда я только пришла на работу, меня просили вступить в существовавший тогда профсоюз таксистов. Поддержка на самом деле была буквально с первых дней. Основные постулаты этого «кодекса» - быть вежливым с клиентом и не поддаваться на провокации.
- Получается, что и в такси клиент всегда прав?
- А вот и не всегда. Иногда такси несправедливо упрекают, например, в опоздании или в том, что оно приехало не туда, куда просили. Но часто сами клиенты не совсем точно указывают свой адрес или сильно задерживаются с выходом. Думаю, что клиентов можно условно поделить на несколько категорий: мамочки, молчуны, говоруны и опоздуны. Молчуны – это те, кто сосредоточен на себе, и всю дорогу, как правило, заняты собой. Говоруны – это общительные клиенты, которые за время пути расскажут и о погоде, и о себе, и о жене с детьми. Мамочки очень внимательны к дороге, знакам и правилам. Они обязательно предупредят о яме на дороге. Ну и опоздуны – это те, которых приходится долго ждать, которые путают при заказе такси дома и подъезды. С ними, как правило, происходит больше всего конфликтов.
- Но ведь и таксисты тоже бывают молчунами или говорунами. Из какой категории вы?
- Как правило, первая я не начинаю разговаривать с пассажиром. Но в случае необходимости разговор поддержать смогу.
О фильме «Такси» и подарке
- Если будет нужно, сможете за себя постоять?
- Как и любая девушка, конечно, смогу. Если вы спрашиваете – есть ли у меня черный пояс по каратэ, то нет, специальными навыками рукопашного боя не обладаю. Самый главный мой навык – это вождение. Недавно был случай, когда мне пришлось как в фильме «Такси» доставить за очень короткий отрезок времени пассажира на вокзал. Он очень опаздывал, и мы успели приехать буквально за две минуты до отправления поезда.
- Реакция пассажира на скорость была такая же, как и у пассажира в кино?
- Нет, все обошлось, салон остался чистым.
- А если случится принимать в машине роды, справитесь?
- Только с помощью «Гугла»! Лучше, конечно, успеть довести до роддома.
- Часто водители возят с собой изображения святых, которые считаются их покровителями? В вашей машине икон нет. Получается, что «…сам не плошай»?
- Иконы с собой я не ношу и увидев перебегающую дорогу черную кошку, конечно, не развернусь, но внимание на нее обращу.
- «Везло» ли работать 8 марта?
- Все годы, что я работаю в такси, восьмого марта я за рулем. Ведь, у нас, таксистов, несколько иной взгляд на праздник – мы работаем, когда большинство людей отдыхает. Но грустным праздником для меня этот день не является – просто очередной рабочий день…
- Оксана, о каком подарке в женский день вы мечтаете?
- Я желаю себе адекватных клиентов.