«Что у нас происходит с авторынком? Предлагают настоящий хлам и за бешенные деньги! Нормальных машин вообще не осталось?» – возмущается Кристина Мельникова. Она с мужем несколько месяцев искала машину для своей семьи.
Диагностика с секретом
«Хороших автомобилей на рынке не осталось, – соглашается юрист региональной общественной организации «Защита прав потребителей» Пензенской области Анатолий Ниденс. – Последние полтора года иностранные автомобили нам не завозят в тех же объёмах, что раньше. Приходится покупать подержанные, цены на них выросли, а качество упало».
В такой ситуации оказалась вся Россия. По данным Пензастата, новый автомобиль отечественного производства стоит 1,07 млн рублей, иностранного – 1,9 млн руб. Автостат даёт ещё более жестокую цифру: средневзвешенная стоимость нового авто перевалила за 3 млн рублей. А вот средняя цена подержанной иномарки, по официальным данным, «всего» чуть более 900 тысяч рублей. Результат не заставил себя ждать: за первые восемь месяцев этого года подержанных машин купили на четверть больше, чем за аналогичный период 2022-го. За этой статистикой следует и другая. По данным «Известий», машины, чей срок эксплуатации превысил четыре года, стали заезжать на СТО на 35% чаще.
«Столько работы у меня давно не было, – говорит автослесарь Михаил Гаврилов. – В автомобилях сыплются все узлы».
Речь идёт, в том числе и о том транспорте, который продаётся как «подержанный, но в достойном состоянии».
«Число обращений к нам увеличилось. Клиенты жалуются на автомобили всех марок, моделей, производителей. К сожалению, гражданам практически невозможно при продаже в автосалоне выявить все неполадки. Коррозию кузова увидеть можно, но состояние мотора выясняется только после проведения диагностики, а в автосалонах не разрешат вывезти машину для проверки на СТО. Иначе её просто не продадут. Рекомендую покупателям делать диагностику сразу после покупки. Шанс доказать в суде, что поломка была ещё на момент продажи и вернуть деньги, есть», – продолжает Анатолий Ниденс.
«Китайка» с сюрпризом
Сюрпризы ждут не только тех, кто приобретает подержанную технику. Людмила Б. приобрела разрекламированный китайский внедорожник в одном из известных в Пензе автосалонов. По договору машина стоила 2,8 млн рублей, часть из них была уплачена по кредиту, часть суммы зачли в счёт трейд-ин. Покупатель, как и требуется, оформил ОСАГО и КАСКО. Но, когда стал выезжать, выяснилось, что кондиционер работает не так, как следует.
В автосалоне предложили довести новое авто до ума, а для этого подождать день. Потом ещё день. И ещё. А чтобы покупатель сильно не расстраивался, магазин даже предложил ему на замену авто, правда, отечественного производства. Ни ОСАГО, ни КАСКО у него не было, предполагалось, что водитель оформит их за свой счёт.
«Я потратила деньги на новую машину, оформила страховку, выполнила все условия по договору. Но вместо этого должна ездить на автомобиле б/у, да ещё ОСАГО на него оформлять? Я могу отказаться от покупки, даже если делала её в кредит?» – возмущается Людмила.
Как оказалось, может.
«При выявлении недостатка и предъявлении продавцу претензии в течение первых 15 дней со дня покупки автомобиля у потребителя есть возможность выбора (возврат денег, ремонт, замена на такой же или другой с перерасчётом стоимости). По истечении этого срока – только ремонт по гарантии, а возврат денежных средств или замена авто – только при выявлении существенного недостатка, а также, если срок ремонта превышает 45 дней или при многократных ремонтах в течение года, продолжительностью суммарно более 30 дней.
При наличии выше-указанных оснований законодательство позволяет вернуть продавцу и «кредитный» автомобиль. При приобретении машины в кредит покупатель заключает два договора: кредитный и купли-продажи, поэтому необходимо обратиться для решения вопросов, связанных с возвратом денежных средств за некачественный кредитный автомобиль, и к продавцу, и в банк», – пояснили в Управлении Роспотребнадзора Пензенской области. При возврате товара ненадлежащего качества продавец обязан вернуть и проценты по кредиту, уплаченные за него.
Впрочем ни сверхъестественный рост цен, ни постоянные поломки не уменьшают любовь жителей региона к технике. Автопарк в регионе стабильно растёт: за последние 13 лет он увеличился в полтора раза.
Даже годы пандемии не стали исключением. Рост немного замедлился лишь в 2022-м: но причиной тому, как отмечают эксперты, скорее, был дефицит автомобилей, гражданам просто нечего было покупать. В этом году, судя по данным Автостата, они с лихвой навёрстывают упущенное.
«Детали есть, всё чинится. Поэтому вряд ли жители региона будут отказываться от покупки подержанных авто», – считает руководитель авто-школы Руслан Габитов.