18-летняя гонщица Мария Тырина из Пензы пока не имеет водительских прав. Она только учится в автошколе и не скрывает, что боится садиться за руль обычного авто. Но именно эта девушка в начале мая на трассе «Смоленское кольцо» в рамках второго этапа турнира «СМП Российская серия кольцевых гонок» вошла в пятёрку лучших в классе «Спортпрототип CN».
Из карта в гоночную
Отец Марии Руслан свою профессиональную карьеру посвятил картингу. Он сейчас тренер и судья в этой сфере. Именно папа и заразил девушку интересом к гонкам.
«Однажды он увидел, что в Пензе будет организован отборочный этап на любительские соревнования по картингу. Сразу уговорил меня и младшую сестру Аню участвовать в соревнованиях. Мне было тогда 11 лет», - с улыбкой вспоминает Мария.
Сначала ставки были сделаны на сестру. Аня была более активной и настойчивой, а Мария, наоборот, спокойной и скромной.
«Сейчас я всем говорю, что согласилась, чтобы не обидеть папу», - говорит Мария. Но уже после первых этапов старшая сестра поняла, что гонки - её призвание. Аня же потеряла к ним интерес, сделала упор на танцы и вокал.
«Мне понравились чувство скорости, дух соревнований. И ещё пришлось по душе, что мне, спокойной по характеру, можно таким образом выплеснуть эмоции! Поездки дают мне мощную эмоциональную разгрузку. После соревнований я заявила папе, что хочу продолжать. Он был в восторге!» - вспоминает гонщица.
Бешеная Калина
Прорыв в карьере случился спустя пять лет. В 2022 году проходил картинговый турнир, на котором пензенская спортсменка заняла четвёртое место. Мария тогда была единственным участником-девушкой. Такой успех не остался незамеченным.
«На меня обратила внимание единственная в России программа развития автоспорта SMP Racing. И они предложили подняться на ступень повыше - принять участие в чемпионате Нижегородской области на гоночном автомобиле», - рассказывает Мария.
Пересаживаться из картинга в спорткар было волнительно. Совершенно другая техника, более высокая ответственность. У Марии было лишь пять дней, чтобы освоить новый транспорт – это была модифицированная под гоночную машину «Лада Калина».
«Период обучения оказался сложным. Пересаживаться с картинга, который максимум разгонялся до 80 км/ч, на «бешеную» «Калину», которая может набрать более 180 км/ч, было тяжело и страшно», - признается Мария.
По результатам тех заездов Мария заняла восьмое место, и ей предложили участвовать в национальном Кубке по автоспорту в классе «Спортпрототип CN» на Смоленской кольцевой трассе в 2024 году.
Забыться в дороге
Трассу в Смоленске Мария покоряла на французском автомобиле Mitjet 2L. Всего должно быть шесть заездов. На данный момент прошло уже два этапа.
В первой гонке спортсменка была вынуждена сняться с дистанции после того, как соперник выбил её с трассы уже на первом повороте. «Там один гонщик слишком поверил в себя, совершил опасный манёвр. Сам с ним не справился, и двоих гонщиков, включая меня, «согнал» с трассы. Слава богу, никто не пострадал», - рассказывает Мария.
Однако во второй гонке ей ничто не помешало финишировать пятой, что позволило оказаться в числе лучших.
Если перед заездами девушка может волноваться, то во время самой гонки она абсолютно спокойна. «Я забываюсь в такие моменты. Даже иногда сами заезды не помню, анализирую их, только когда просматриваю в записи», - рассказывает Мария.
На дороге страшнее
В Пензе нет условий для того, что тренироваться в управлении спорткаром, поэтому Мария готовится к заездам по-своему: она занимается боксом. Неожиданный выбор для автогонщика.
«Водитель должен уметь совершать быстрые манёвры, поворачивать руль, переключать передачи. А бокс как раз позволяет отрабатывать этот навык – принимать решение на скорости», - объясняет девушка.
Кроме того, в спортивном зале она тренирует выносливость. Гонки проходят в открытом поле, температура в автомобиле может превышать + 60...° +70°С. В таких условиях без выносливости никуда.
Не обходится и без стереотипов. «Во времена, когда я занималась картингом, я сталкивалась с тем, что соперники пытались меня, девушку, подрезать или испугать. Но сейчас такого нет. Все относятся друг к другу с уважением», - рассказывает пилот.
Обучение в автошколе у Марии проходит спокойно, без сложностей. Но ездить по дорогам общего пользования гонщица опасается.
«Я привыкла к трассам, где за рулём находятся профессионалы своего дела. В спорткаре я себя чувствую максимально защищённой. Если на нём влетишь в стену даже на скорости 200 км/ч, то не получишь серьёзных повреждений. А в обычном автомобиле у меня в качестве защиты только ремень, некоторые водители далеко не профессионалы, и я не знаю, чего от них ждать на дороге. Да и от себя, признаться, тоже. Поэтому мне намного комфортнее ездить на спортивном авто».
Чтобы завоевать победу на Кубке страны, у Марии есть ещё несколько месяцев, финальный заезд пройдёт в сентябре.