Примерное время чтения: 6 минут
118

Учебное место. Как выпускники бились за места в вузах и колледжах Пензы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. АиФ-Пенза 24/08/2022
Руслан Ишмухаметов / АиФ

В Пензенской области уже сформированы списки будущих студентов, которые сядут за парты с 1 сентября в вузах и колледжах. На какие специальности пошли те, у кого самые высокие баллы? На какие специальности был высокий конкурс? Всем ли учебным учреждениям удалось набрать учащихся?

Сёстры в почёте

В колледжах региона отчитались: все цифры контрольного приёма выполнены, в том числе заняты и места на коммерческой основе. Единственное из средних специальных учреждений, где затруднились рассказать «АиФ»-Пенза» об итогах работы приёмной комиссии, – Пензенский лесной колледж. 

Серьёзных изменений в предпочитаемых специальностях нет. В Пензенском колледже информационных и промышленных технологий сообщили, что в приоритете у поступающих были те же специальности, что и в прошлом году: «Сетевое системное администрирование», «Информационные системы и программирование». На некоторые специальности был конкурс пять человек на место. 

В областном медколледже, как и в прежние годы, самая востребованная специальность - «Сестринское дело». Как и в колледже архитектуры и строительства, где стабильной популярностью пользуются «Архитектура» и «Графический дизайн». 

И лишь в Пензенском агропромышленном колледже внезапно в этом году выпускники проявили интерес к специальности «Мастер сельскохозяйственного производства». Кроме него, в лидерах – «Повар-кондитер» и «Агрономия». 

Сложная биология

В вузах также отметили, что особых изменений в предпочтениях абитуриентов нет. Как и в прошлом году, популярны специальности, связанные с информационными технологиями, архитектурой. Всех абитуриентов зачислили «одной волной». 

«Первыми зачисляются абитуриенты с особыми правами – целевики, поступающие без экзаменов, льготные категории – это 10% от контрольных цифр приёма. Потом зачисляются абитуриенты на оставшиеся места», - объясняет начальник информационного отдела ПГУ Наталья Толкачёва. 

Если предпочтения по специальностям не сильно меняются, то очень различаются проходные баллы, особенно на специальностях, связанных с физикой и математикой. Например, в ПГУ в прошлые годы проходной балл на специальность «Конструирование и технология электронных средств» колебался от 132 до 215 баллов за три экзамена. Возможно, это связано с увеличением числа мест на конкретное направление или с трудным вариантом экзамена, из-за которого снизился средний балл. Хотя традиционно гуманитарные специальности в баллах всегда выше. Например, на направление «Юриспруденция» проходной всегда был более 250 за «историю-русский-общество». А дисциплины, где требовалось сдавать «математику-физику-русский» иногда не превышали и 200 баллов. Однако, при этом солидные баллы встречаются на направлениях, где требуется биология – один из сложнейших экзаменов. Стобалльников по нему очень мало в принципе.

«Низкие результаты по биологии, на мой взгляд, связаны с работой федеральной комиссии, составляющей КИМы, - высказывается бывший директор Губернского лицея Дмитрий Поздняков. – Также в ЕГЭ по биологии сложные задания, неоднозначные варианты ответов».

Кандидат исторических наук, бывший завкафедрой ПГАУ Петр Позубенков:
«Проблему целевиков нельзя решать карательным образом в виде штрафов или лишения диплома. Иначе это станет каторгой для специалиста и отпугнёт его от поступления. Выбравшему целевое направление надо помогать адаптироваться на месте и предлагать перспективу. То есть, к примеру, предоставить возможность карьерного роста, обеспечить мобильность».

О целевиках и переселенцах

Одним из неоднозначных вопросов стало зачисление на бюджетные места эвакуированных из республик Донбасса. Власти успокаивали: таких абитуриентов всего несколько десятков, а это менее процента от всех бюджетных мест в вузах.

Другой вопрос – целевые направления. Чаще всего целевое выдается на важные социальные специальности – медицинские и педагогические. С целевиками в последние годы связаны неприятные ситуации. Суды области не раз рассматривали похожие истории: студенты поступают в вуз по целевому направлению, начинают учиться, а потом решают, что выбранная ими специальность им не подходит, и бросают учебу. Или, получив диплом, устраиваются туда, куда считают нужным. Деньги государству через суд возвращают. Но вакансия врача, так необходимая в районе области, остаётся свободной, а тот, у кого бы хватило сил закончить обучение, не смог попасть на вакантное место из-за целевого отбора. Как быть с такими несостоявшимися целевиками?

«То, что специалисты, отучившиеся по целевому направлению, уходят, не доработав положенный срок, связано не только и даже не столько с тем, что люди безответственны, изнежены или не честны. Если бы всё дело было в личных качествах специалистов, такой устойчивой тенденции не сложилось. Дело, в первую очередь, в низкой заработной плате за тяжелый и очень ответственный труд. Мы получаем статистику по средней заработной плате, которая скрывает большие региональные и внутрирегиональные различия, скрывает также разрыв в зарплате между рядовыми врачами и начальниками. Низкая заработная плата в бюджетном секторе, для работников отраслей, без которых общество попросту не может существовать, – это системная проблема. Речь идет о врачах, учителях, работниках соцзащиты, пожарных и так далее. Кроме того, целевые направления дают организации из райцентров или сёл, а там слабо развита социальная инфраструктура, необходимая молодому специалисту, рассчитывающему завести семью. И возможность для профессионального роста в районной больнице, например, для молодого врача очень маленькая. Много стресса от нагрузок и от сознания своего бессилия – часто не хватает необходимого оборудования, сложности транспортировки пациентов из-за плохих дорог и т. п.  Так что бегство целевиков – это не нерадивость, это проявление системных проблем развития социальных отраслей», - высказывается социолог Анна Очкина

На какие специальности были самые высокие баллы?

  • ПГУ – «Международные отношения» - 279, «Юриспруденция» - 271, «Лингвистика» - 269 (три экзамена);
  • ПГУАС - «Дизайн» 402 балла, (5 экзаменов) и «Строительство уникальных зданий и сооружений» - 197 баллов (3 экзамена);
  • ПензГТУ - «Управление качеством» – 230 баллов, «Профессиональное обучение (по отраслям)» –208; «Экономика» – 212 баллов (три экзамена). 

Читайте нас в Telegram-канале «АиФ-Пенза», социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах