126

Школьный вопрос: обеды, смартфоны и второй иностранный

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. АиФ-Пенза 01/09/2021
Алексей Витвицкий / АиФ

В редакции «Аргументы и Факты»-Пенза» прошла прямая линия с начальником управления по надзору и контролю в сфере образования Алексеем Федосеевым. На какие цели с родителей должны требовать деньги? Какими должны стать школьные обеды и почему в этом году провалили ОГЭ? Это лишь часть вопросов, которые интересовали читателей.

О стенах и поборах

Ирина Акишина, «АиФ-Пенза»: В классе у моей дочери сейчас собирают деньги на то, чтобы покрасить стены в классной комнате. Мне кажется, это должно быть сделано за счет бюджета. На что мы должны складываться, а на что - не должны?

Алексей Федосеев: Все, что касается организации учебного процесса в школе, в том числе капитальный и косметический ремонт, освещение, водоснабжение и т.д. финансируется за счет бюджета. Никаких денежных взносов на эти цели родитель делать не должен, никто не вправе принудить его это делать. Когда нам звонят с такими жалобами, первый вопрос, который мы задаем заявителю: кто инициатор данных сборов? В подавляющем большинстве случаев выступает родительский комитет. Хотя каждая школа проходит приемку перед началом учебного года, в каждой школе проверяется соблюдение санитарных норм и правил.

Но бывает так, что родители по своей инициативе хотят что-то в классе улучшить. Ответ здесь один: если вы считаете, что у вас в школе все хорошо, что вы не согласны со сбором денег, не надо их сдавать, скажите, что вы против. Никто не вправе вас заставить. Как правило, школа, учителя не участвуют в этом процессе и все наши проверки, которые мы осуществляем по данным звонкам, этот факт подтверждают.

В то же время существуют фонды в классах, из которых покупают подарки детям на день рождения, подарки на 8 Марта и т.д. Это не имеет отношение к учебному процессу. Родители опять-таки сами договариваются между собой, будут ли они собирать деньги на эти цели. Учителей мы инструктируем, если речь идет о поздравлениях с днем рождения, о подарках принцип один: либо всем, либо никому.  В моем опыте работы не было такой жалобы: я не сдаю деньги, и мой ребенок от этого как-то страдает. Учителя на такие поступки не пойдут. Но если родитель чувствует, что это происходит, обращайтесь к нам. 

- Можно ли ребенку присутствовать в школе с телефоном для того, чтобы быть постоянно на связи с родителями? Имеет ли учитель право отобрать гаджет?

- В каждой школе действуют правила внутреннего распорядка учащихся, в которых прописаны правила поведения в образовательном учреждении, в том числе использования сотового телефона. Ведь основная задача в том, чтобы использование телефона не мешало учебному процессу. И ответственность за это несет учитель. Если телефон лежит в портфеле во время уроков, никаких проблем с этим нет. Но если ребенок на уроке его достает, начинает по громкой связи разговаривать, начинает отвлекаться, писать SMS и т.п., то, безусловно, учитель сделает замечание, данную ситуацию пресечет, чтобы не нарушались права других детей. Отнимать телефон никто не вправе, это личная вещь.

- Что сделано для обеспечения безопасности детей в школах, особенно на фоне трагедии, произошедшей в Казани?

- Были изучены форматы работы и требований к тем организациям, которые обеспечивают охрану и порядок, был проведен дополнительный инструктаж по порядку входа и выхода детей в школу, по назначению дежурных, ответственных за безопасность. Оснований полагать, что в пензенских школах опасно, у нас нет.

- Насколько учащихся проверяют на наличие у них складных ножей, вещей, которые, которые могут причинить вред другим людям?

- В ряде школ у нас установлены металлорамки, но массового обыска, сканирования, конечно, не происходит. Если есть основания полагать, что ребенок может пронести что-то, угрожающее для других, то дежурные могут проявить к нему особое внимание, но опять-таки в вежливой форме. Если школа не реагирует на озабоченности родителей в части обеспечения безопасности, то необходимо обращаться в отделы образования по месту жительства, в областное министерство. К нам поступают от родителей обратные жалобы: из-за пропускного режима их теперь не пускают в школу вместе с детьми. В каждом конкретном случае ситуация внимательно изучается и урегулируется.

ОГЭ с затруднениями

- Дочь пошла в 9 класс, почему обязательно нужно нанимать репетиторов для того, чтобы она сдала ОГЭ по математике? То есть доказала базовый уровень? В этом году ОГЭ не смогли сдать многие ее подруги, которые закончили 9 классов.

- И в целом по стране, и в Пензенской области результаты ОГЭ в этом году чуть ухудшились по сравнению в 2019-м годом. Но, по сравнению с общероссийскими показателями, мы написали неплохо. В различных рейтингах, касающихся качества школьного образования, наша область занимает от 8 до 12 места. Да, свою роль сыграла пандемия. Девятиклассники, которые сдавали ОГЭ, - это те самые ребята, которые в 8-м классе в прошлом году почти полгода занимались дистанционно, качество подготовки ухудшилось, и мы говорили об этом, когда получили результаты осеннего ВПР - показатели упали на 10-15%. В течение учебного года эти вопросы решались, проводились семинары. В школах с низкими результатами, а таких у нас было отмечено около 50, организовывались дополнительные занятия. В 2021 году по сравнению с 2020 успеваемость выросла на 5-10%.

Сейчас 7% школьников, выпускников 9 классов, пока не имеют аттестаты об образовании, они будут пересдавать ОГЭ в сентябре, будем надеться, что они выполнят задания, и продолжат свою учебу либо в колледжах, либо в школах.

Полагаю, чтобы сдать экзамен как минимум на «тройку», надо просто добросовестно заниматься на уроках и выполнять требования, которые предъявляются в рамках учебной программы. Этого вполне достаточно.

Вместе с тем, девятикласснику на момент сдачи ОГЭ уже исполнилось 15-16 лет. Считаю, что в этом возрасте школьник должен понимать, каких конкретно знаний и в какой части учебного предмета ему не хватает. Тогда либо учитель на факультативных занятиях, либо, если очень хочется, репетитор, вполне могут помочь. Но если выпускник ищет репетитора как «панацею», который придет и все сделает вместо него, то здесь его надежды вряд ли оправдаются. Самое главное – внутренняя мотивация школьника на достижение поставленной цели (результата) на экзамене, которая должна сформироваться на понимании дальнейшего формата получения образования после 9 класса (в колледже или в 10 классе школы).

- Пандемия не закончилась и вполне возможно, что может сложиться такая ситуация, что классы на 1-2 недели могут отправиться на карантин. Есть ли стандарты для дистанционного образования? Неужели они должны укладываться в схему: учитель сбросил задания в вайбер, а дети их сами разбирают и решают?

- Рекомендации по ведению образовательного процесса с применением дистанционных технологий были направлены в школы в прошлом году. На основе них действует положение, как организовать обучение в тех исключительных случаях, которые изложены в вопросе. Мы надеемся, что до этого не дойдет. Все дети в этом учебном году начнут обучение в очном формате, но школы готовы к любым ситуациям. Задания в вайбер – такого быть не должно. Появляются новые платформы для ведения дистанционных уроков, новые технологии, все учителя ими владеют. Если будут нарушения, наша служба будет вмешиваться.

О буфете и пятидневке

- В прошлом году моя дочка пошла в первый класс, сначала я оплачивала ей обеды. А потом дочь отказалась, сказала, что они невкусные. Пыталась давать ей деньги на обед, но наличными в столовой сейчас расплачиваться нельзя, все только по безналу. Буфет с выпечкой у них закрыли, даже булочки купить негде. Почему нельзя открыть буфет? Что должно быть в столовой кроме того, что предоставляется за безналичный расчет? И когда же обеды в школьных столовых станут вкусными?

- Вкусы и пищевые привычки у всех разные. Поэтому важно, чтобы питание было качественным и сбалансированным. Меню школьного питания утверждается специалистами Роспотребнадзора, который осуществляет контроль за соблюдением норм СанПиНа. Сейчас в каждой школе организован родительский контроль за качеством питания, родителей приглашают: приходите, попробуйте, делайте замечания, обращайтесь к директору образовательного учреждения, звоните нам на горячую линию. Запретов на буфеты и обслуживание по наличному расчету в школах нет. Если есть такие факты, звоните нам, будем разбираться.

- 37 учеников в первом классе – это нормально?

- Да, раньше была норма: в классе должно учиться не более 25 детей. Сегодня же норма регулируется площадью того учебного помещения, где дети занимаются, и наличием учебного оборудования. А в новых школах классы в 1,5 -2 раза больше по размерам, чем в старых советских. Сейчас строятся новые микрорайоны, строительство новых школ не всегда успевает за строительством жилья. Надеюсь, что через 1-2 года, когда реализуются планы по строительству новых школ (в первую очередь в микрорайоне «Спутник» Пензенского района и в городе Пензе) острота этой проблемы пропадет.

- Я педагог, мне уже несколько раз намекали, что пора вакцинироваться. Меня имеют право заставить делать это?

- Насильно заставлять, конечно, не нужно. Руководство школы рекомендует, просит, призывает учителей вакцинироваться прежде всего в интересах сохранения здоровья как их самих, так и окружающих. Я, например, сделал прививку.

- Что у нас будет с изучением второго иностранного языка?

- Второй иностранный язык и в новом образовательном стандарте является обязательным, но с обязательной оговоркой - при наличии условий, при учете мнений родителей. Поэтому сейчас изучают родительское мнение, и в каждой школе в каждом классе решат, что делать. Там, где начали изучение, рекомендуем его логически завершить (в этом случае факт изучения данного предмета должен зафиксироваться в аттестате, пусть даже в формате зачета). А где не начали, недостаточно необходимых условий и желания родителей, то мы рекомендуем не начинать. Ситуации везде разные. Есть сельские школы, где нет необходимых условий для преподавания второго иностранного. А в ряде других школах эта дисциплина успешно изучается.

- Имеет ли школа право работать в пятидневку?

- Имеет. Родительский комитет может выйти с инициативой к директору школы, но окончательное решение будет принимать руководство учебного учреждения. Несколько лет назад мы изучали общественное мнение по этому вопросу, и мнения разделились пополам даже среди родителей.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах