Лето кончается, а бывшие девятиклассники еще не забыли об экзаменах. Потому что далеко не все из них смогли сдать и пересдать ОГЭ по математике. А значит, под вопросом и их поступление в колледжи. И время для начала учебы все меньше - 1 сентября уже на носу.
Неудовлетворительный процент
«В нашей школе в двух параллельных классах не сдали 15 и 12 человек, - рассказывает житель города Кузнецка Владимир Добрынин. - Попался вариант со сложными задачами, в котором они не разобрались. Непонятно, почему это произошло. Не могли же дети «отупеть» все разом».
Согласно официальному ответу регионального министерства образования, с первого раза не сдали более 2,5 тысячи учеников из 11 тысяч! То есть каждый четвертый. Часть из них смогла пересдать ОГЭ летом. А 853 ученика, то есть почти 7% от общего числа, продолжат пересдавать в дополнительный период в сентябре. Впору говорить о катастрофе?
Непростая задача
Сложная задача попалась не только пензенским школьникам. Сообщения о «провальном ОГЭ» появились в Ульяновске, Югре, Самаре. В региональном министерстве образования сообщили, что после итоговой сдачи экзамена всеми девятиклассниками результаты проанализируют и тогда выявят причину «отрицательного графика».
«Проблемой стал очень сложный вариант, - считает экс-глава управления образования Пензы, математик Юрий Голодяев. - Такие ситуации не раз происходили с ЕГЭ по химии и информатике в разные годы. Если речь идет не об отдельной школе или области, «провалившей экзамен», то стоит признать - проблема системная».
Журналист «АиФ-Пенза», писавший эту статью, скачал образец экзаменационных заданий, на которых завалились девятиклассники, и попробовал решить. Взялся только за первую часть, которой достаточно для тройки. Притом, что отличником по математике не был, школу закончил почти 10 лет назад и в вузе обучался по гуманитарной специальности. Калькулятором, транспортиром и даже линейкой не пользовался, ответы и формулы не искал. Итог: из 19 заданий 16 решено верно. В двух - ошибки, а еще в одном даже разбираться не захотелось. Кстати, и у большинства взрослых, которых также сагитировали на эксперимент, также не возникало проблем с набором проходного балла. Почему же он возник у детей?
Удаленка виновата
Сами учителя уверены, что проблема не в кадрах.
«Год назад отменили ОГЭ в принципе, - рассказывает молодой учитель Алексей Александрович. - В 2020-2021 учебном году до последнего тоже не знали: быть экзамену или нет, все ученики понадеялись на отмену и не смогли самоорганизоваться. В моем классе к репетитору ходили два человека, тогда как в предыдущих выпусках у них занималась почти половина детей!»
«Не лучшим образом сказался переход на удаленку. Но эта мера - вынужденная и беспрецедентная, потому ее последствия были ожидаемы», - добавляет Юрий Голодяев.
Ранее доктор социологических наук, эксперт «АиФ-Пенза» Игорь Юрасов в интервью говорил, что в пандемию расходы на выполнение контрольных и курсовых работ во время самоизоляции выросли. Не справлялись студенты с самостоятельными заданиями. Получается, что в 2021 году их ошибки повторили и школьники?
Тем, кто сейчас собирается в 9-й класс, стоит призадуматься о будущем. После «неуда» по ОГЭ в 10 класс не возьмут. Да и с поступлением в техникум или колледж будут большие проблемы.