Михаила Говоруху, учителя математики, на прошлой неделе встречали в аэропорту его ученики, коллеги и журналисты. Преподаватель Пензенского Губернского лицея возвращался из Тюмени со всероссийского конкурса «Учитель года – 2022». Там он был отмечен в специальной номинации «За развитие научного мировоззрения школьников».
Свой открытый урок на конкурсе он посвятил одной из самых трудных тем в математике – обратные тригонометрические функции. На классном часе использовал кадры из мультфильма «Маша и медведь». За час он так очаровал тюменских школьников, что они, узнав, что он не занял первое место, записали ему видеообращение со словами: «Мы рады, что познакомились с вами».
О том, как привить любовь к математике, и почему школа должна бороться с фейками, он рассказал в интервью «АиФ»-Пенза».
Получить удовольствие от урока
Ирина Акишина, «АиФ-Пенза»: Михаил Александрович, многие считают математику занудной наукой. Не раз приходилось слышать от школьников, что им никогда в жизни не пригодятся тригонометрические функции, квадратные уравнения. Как можно заставить подростков полюбить математику?
Михаил Говоруха: Я доказываю, что она может быть полезна. Она пригодится, когда вы решите сделать дома ремонт и вам придётся посчитать, сколько потребуется обоев. Не будете знать математику, придется попросить посчитать продавца. И он может посчитать так, что вы попросту переплатите.
- А вы наказываете за шпаргалки на уроках?
- Нет. Всегда говорю ученикам: если есть шпаргалка, можете ею пользоваться. Когда ученик пишет шпору, то он лучше запоминает. Но на самом деле в математике легко обойтись без неё.
- Разве можно запомнить все формулы?
- А зачем их запоминать? Их надо выводить. Думаете, я все формулы наизусть помню? На уроке тригонометрии я вывожу 32 формулы. И ученики удивляются: разве так можно было? Конечно. На уроке я разрешаю детям пользоваться формулами. Но на контрольной всегда говорю: забыл формулу – выводи.
- Как вы наказываете и поощряете детей?
- Я поощряю баллами + 1 и наказываю тоже баллами -1. За день рождения семерки ставлю (у нас в лицее семибалльная шкала оценок). За любой предмет: либо за алгебру, либо за геометрию.
- Но это же несправедливо, ставить оценки просто так…
- Да, особенно двоечникам нравится. Маленькие очень радуются. Особенно расстраиваются, когда день рождения был в тот день, когда не было урока математики. Тогда я предлагаю просроченную оценку поставить – шестерку.
Но чем старше они становятся, тем лучше понимают, что поставлю или не поставлю я им эту семёрку, от этого мало что изменится. И поэтому 11-классники от них отказываются. Дети не должны бороться за оценки, они должны получать удовольствие от урока. Мне мои выпускники пишут: единственный предмет, на который они ходят с удовольствием в вузе, это матанализ. Потому что там они всё понимают. Это главная награда для учителя.
- А вы знаете, что такое ГДЗ (сайт с готовыми домашними заданиями в интернете)?
- Конечно. Когда я беру новый класс, даю им домашнее задание, я сразу указываю, где оно есть в ГДЗ. Дети знают: я пойму, если они списывали оттуда.
- А снижаете за это оценку?
- Принципиально не снижаю. Говорю: молодец, ты хорошо списал, ставлю тебе семерку. Больше он никогда не списывает. Он лучше сам решит два задания из пяти, но списывать не станет.
Изгнание телефона
- Как относитесь к тому, что детям сейчас запрещают пользоваться смартфонами на уроках? Если можно их давать, то с какого возраста?
- Я не против смартфонов. Если мы их запретим, будет еще хуже. Но давать надо не раньше 7 класса и сразу же учить детей в потоке информации отличать правду от фейка.
- И как вы учите их отличать?
- Они же сами спрашивают: вот вчера ролик видел, или сериал смотрел, там говорили вот так-то…. Доказываю, что это неправильно, привожу, как в математике, контрпример. Говорю ребятам: то, что вы увидели, должно пройти обсуждение. Каждый факт, как теорема, должен быть доказан. Иначе он может оказаться фейком. Это может не касаться моего урока, мы можем обсудить литературу, историю, географию.
- Вы заходите в очень опасные воды. У нас одного учителя спросили в феврале не по его предмету, все закончилось уголовным делом о фейках про армию…
- Дети знают, что со мной нельзя обсуждать политику и религию. Школа находится вне этого.
- Но в 18 лет выпускники пойдут на выборы, они должны понимать, что происходит в стране...
- Для этих разговоров есть учитель истории, обществознания, который владеет ситуацией.
Вне политики
- Сейчас государство делает упор на технические специальности. А мы сможем улучшить успеваемость по математике? К этому готовы не все учителя…
- Если учитель не любит детей, приходит на работу, чтобы отработать и уйти домой, то в класс заходить не надо. Дети это почувствуют, и у него ничего не получится. Поэтому многие из школы уходят.
- Из-за этого большая текучка кадров в школе?
- Да. Была идея, чтобы студенты в педвузе после третьего курса шли на год работать в школу, тогда они поймут, что это такое. Оценят свои силы. И если им не понравится, у них ещё останется возможность перевестись на другую специальность. А после того, как они получат диплом, им уже деваться некуда – приходится идти работать. Мучиться вместе с детьми.
- Дело не в зарплате?
- И в ней, конечно, тоже. Как может уважать себя молодой учитель, если он получает 12 тысяч рублей. Конечно, выгоднее идти продавать телефоны.
Быть в тренде
- Неужели вы с детства мечтали быть учителем математики?
- Нет, я хотел быть военным, как папа, но сам папа меня и отговорил. В 10-м классе я попал к сильному учителю математики. И у меня пошли тройки. Я был в шоке, я ведь так любил этот предмет. Но эта ситуация заставила меня работать лучше и добиваться успехов. Поразила и харизма педагога, я ни разу не видел, чтобы приходил на урок и читал с листочка. Он заходил в кабинет, и урок проходил на одном дыхании. Я стараюсь быть таким же.
- Сейчас у школьников стало модным записывать не самые приглядные сцены в классе и выкладывать их в Интернет. Это правильно?
- Всё зависит от того, как учитель себя ставит в классе. Знакомство учителя и ученика начинается с того, что дети пытаются поймать его на каверзных вопросах. И когда его три раза спросили, а он не ответил, то его положение шаткое. Педагог должен быть в тренде. Дети должны понимать: они могут многое себе позволить, но учитель всегда главнее.
- Есть мнение, что дети такие пошли, что учителей надо пожалеть. Вам кого жалко?
- Жалко детей. Я и мои коллеги понимаем, что сейчас школьники больше слушают блогеров, чем нас. Победитель конкурса «Учитель года» Дмитрий Лутовинов озвучил свою идею Владимиру Путину: нужно создавать образовательный контент, который будет проходить контроль у педагогов. Я со старшим бьюсь: он просит у меня телефон, все его одноклассники уже с телефонами. Но я не хочу, чтобы он погрузился в эту среду. Он подпишется на очередного блогера из ТикТока, который будет показывать всякую ересь. И поэтому сейчас перед учителями стоит главная задача: либо мы, либо блогеры займут ребенка. Я бы хотел снимать образовательный контент, где показал бы, как можно применять математику в жизни. Детям такие вещи, как я заметил, нравятся.
В шаблоне
- Почему дети мало выбирают на ОГЭ профильную математику?
- В процессе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ школьники должны выполнять шаблоны. Им говорят: реши 300 задач и одна из них попадается тебе на экзамене. А современные дети – это протест, и шаблонность их отпугивает.
- А что нужно поменять?
- Я бы уменьшил число заданий, но сделал их более творческими, ёмкими.
- Почему выпускники никак не могут обойтись без репетиторов?
- Родители сами подталкивают детей к репетиторству. Если ребёнку с рождения не привить самостоятельность, он не сможет самообразовываться. Репетитор – этот тот человек, который организует вашего ребёнка, потому что сам школьник сделать этого не может. Ничему другому, кроме того, что дает учитель в классе, репетитор не научит.
- То есть разрыва в стандартах между школой и вузом нет?
- Нет. Правда, в МГУ есть дополнительные испытания. К ним, наверное, не каждый ребёнок сможет подготовиться, потому что школа заточена на ЕГЭ.
Блиц-опрос
- А вы своему сыну помогаете делать домашнюю работу?
- Моя любимая домашка – это окружающий мир. Потому что, что бы я не сказал, мне сын говорит: нам учительница объясняла всё по-другому. Когда уезжал на конкурс, контроль перешел к бабушке и дедушке, в тетрадях одни 4 и 5. У меня так не получается.
- Когда вы дома последний раз использовали знания по математике?
- В сентябре обсуждали с сыном окружающий мир. Мы выясняли, почему предметы измеряем по-разному. И тут выяснили, что все предметы на самом деле объемные. Я часто рассказываю ученикам, что рядом с нами есть лишь один плоский объект. И они, разгадывая загадку, узнают, что это тень.
- Учитель года дома что-нибудь готовит?
- Учитель года дома разогревает. Мне с женой повезло. Всё, что она делает, – это кулинарные шедевры. Сам я могу картошку пожарить, яичницу, суп с яйцом сварить.
Читайте нас в Telegram-канале «АиФ-Пенза», социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники».
Хроника необъявленной смерти. Почему школьники умирают на уроках по физре
Код будущего. Как старшекласснику бесплатно изучить языки программирования?
Линия успеха. Зачем детям дополнительное образование
Научиться думать «от руки». Зачем нужны детям уроки черчения
Из сантехников в IT. Можно ли стать программистом без высшего образования