Михаила Говоруху, учителя математики, на прошлой неделе встречали в аэропорту его ученики, коллеги и журналисты. Преподаватель Пензенского Губернского лицея возвращался из Тюмени со всероссийского конкурса «Учитель года – 2022». Там он был отмечен в специальной номинации «За развитие научного мировоззрения школьников».
Свой открытый урок на конкурсе он посвятил одной из самых трудных тем в математике – обратные тригонометрические функции. На классном часе использовал кадры из мультфильма «Маша и медведь». За час он так очаровал тюменских школьников, что они, узнав, что он не занял первое место, записали ему видеообращение со словами: «Мы рады, что познакомились с вами».
О том, как привить любовь к математике, и почему школа должна бороться с фейками, он рассказал в интервью «АиФ»-Пенза».
Получить удовольствие от урока
Ирина Акишина, «АиФ-Пенза»: Михаил Александрович, многие считают математику занудной наукой. Не раз приходилось слышать от школьников, что им никогда в жизни не пригодятся тригонометрические функции, квадратные уравнения. Как можно заставить подростков полюбить математику?
Михаил Говоруха: Я доказываю, что она может быть полезна. Она пригодится, когда вы решите сделать дома ремонт и вам придётся посчитать, сколько потребуется обоев. Не будете знать математику, придется попросить посчитать продавца. И он может посчитать так, что вы попросту переплатите.
- А вы наказываете за шпаргалки на уроках?
- Нет. Всегда говорю ученикам: если есть шпаргалка, можете ею пользоваться. Когда ученик пишет шпору, то он лучше запоминает. Но на самом деле в математике легко обойтись без неё.
- Разве можно запомнить все формулы?
- А зачем их запоминать? Их надо выводить. Думаете, я все формулы наизусть помню? На уроке тригонометрии я вывожу 32 формулы. И ученики удивляются: разве так можно было? Конечно. На уроке я разрешаю детям пользоваться формулами. Но на контрольной всегда говорю: забыл формулу – выводи.
- Как вы наказываете и поощряете детей?
- Я поощряю баллами + 1 и наказываю тоже баллами -1. За день рождения семерки ставлю (у нас в лицее семибалльная шкала оценок). За любой предмет: либо за алгебру, либо за геометрию.
- Но это же несправедливо, ставить оценки просто так…
- Да, особенно двоечникам нравится. Маленькие очень радуются. Особенно расстраиваются, когда день рождения был в тот день, когда не было урока математики. Тогда я предлагаю просроченную оценку поставить – шестерку.
Но чем старше они становятся, тем лучше понимают, что поставлю или не поставлю я им эту семёрку, от этого мало что изменится. И поэтому 11-классники от них отказываются. Дети не должны бороться за оценки, они должны получать удовольствие от урока. Мне мои выпускники пишут: единственный предмет, на который они ходят с удовольствием в вузе, это матанализ. Потому что там они всё понимают. Это главная награда для учителя.
- А вы знаете, что такое ГДЗ (сайт с готовыми домашними заданиями в интернете)?
- Конечно. Когда я беру новый класс, даю им домашнее задание, я сразу указываю, где оно есть в ГДЗ. Дети знают: я пойму, если они списывали оттуда.
- А снижаете за это оценку?
- Принципиально не снижаю. Говорю: молодец, ты хорошо списал, ставлю тебе семерку. Больше он никогда не списывает. Он лучше сам решит два задания из пяти, но списывать не станет.
Изгнание телефона
- Как относитесь к тому, что детям сейчас запрещают пользоваться смартфонами на уроках? Если можно их давать, то с какого возраста?
- Я не против смартфонов. Если мы их запретим, будет еще хуже. Но давать надо не раньше 7 класса и сразу же учить детей в потоке информации отличать правду от фейка.
- И как вы учите их отличать?
- Они же сами спрашивают: вот вчера ролик видел, или сериал смотрел, там говорили вот так-то…. Доказываю, что это неправильно, привожу, как в математике, контрпример. Говорю ребятам: то, что вы увидели, должно пройти обсуждение. Каждый факт, как теорема, должен быть доказан. Иначе он может оказаться фейком. Это может не касаться моего урока, мы можем обсудить литературу, историю, географию.
- Вы заходите в очень опасные воды. У нас одного учителя спросили в феврале не по его предмету, все закончилось уголовным делом о фейках про армию…
- Дети знают, что со мной нельзя обсуждать политику и религию. Школа находится вне этого.
- Но в 18 лет выпускники пойдут на выборы, они должны понимать, что происходит в стране...
- Для этих разговоров есть учитель истории, обществознания, который владеет ситуацией.
Вне политики
- Сейчас государство делает упор на технические специальности. А мы сможем улучшить успеваемость по математике? К этому готовы не все учителя…
- Если учитель не любит детей, приходит на работу, чтобы отработать и уйти домой, то в класс заходить не надо. Дети это почувствуют, и у него ничего не получится. Поэтому многие из школы уходят.
- Из-за этого большая текучка кадров в школе?
- Да. Была идея, чтобы студенты в педвузе после третьего курса шли на год работать в школу, тогда они поймут, что это такое. Оценят свои силы. И если им не понравится, у них ещё останется возможность перевестись на другую специальность. А после того, как они получат диплом, им уже деваться некуда – приходится идти работать. Мучиться вместе с детьми.
- Дело не в зарплате?
- И в ней, конечно, тоже. Как может уважать себя молодой учитель, если он получает 12 тысяч рублей. Конечно, выгоднее идти продавать телефоны.
Быть в тренде
- Неужели вы с детства мечтали быть учителем математики?
- Нет, я хотел быть военным, как папа, но сам папа меня и отговорил. В 10-м классе я попал к сильному учителю математики. И у меня пошли тройки. Я был в шоке, я ведь так любил этот предмет. Но эта ситуация заставила меня работать лучше и добиваться успехов. Поразила и харизма педагога, я ни разу не видел, чтобы приходил на урок и читал с листочка. Он заходил в кабинет, и урок проходил на одном дыхании. Я стараюсь быть таким же.
- Сейчас у школьников стало модным записывать не самые приглядные сцены в классе и выкладывать их в Интернет. Это правильно?
- Всё зависит от того, как учитель себя ставит в классе. Знакомство учителя и ученика начинается с того, что дети пытаются поймать его на каверзных вопросах. И когда его три раза спросили, а он не ответил, то его положение шаткое. Педагог должен быть в тренде. Дети должны понимать: они могут многое себе позволить, но учитель всегда главнее.
- Есть мнение, что дети такие пошли, что учителей надо пожалеть. Вам кого жалко?
- Жалко детей. Я и мои коллеги понимаем, что сейчас школьники больше слушают блогеров, чем нас. Победитель конкурса «Учитель года» Дмитрий Лутовинов озвучил свою идею Владимиру Путину: нужно создавать образовательный контент, который будет проходить контроль у педагогов. Я со старшим бьюсь: он просит у меня телефон, все его одноклассники уже с телефонами. Но я не хочу, чтобы он погрузился в эту среду. Он подпишется на очередного блогера из ТикТока, который будет показывать всякую ересь. И поэтому сейчас перед учителями стоит главная задача: либо мы, либо блогеры займут ребенка. Я бы хотел снимать образовательный контент, где показал бы, как можно применять математику в жизни. Детям такие вещи, как я заметил, нравятся.
В шаблоне
- Почему дети мало выбирают на ОГЭ профильную математику?
- В процессе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ школьники должны выполнять шаблоны. Им говорят: реши 300 задач и одна из них попадается тебе на экзамене. А современные дети – это протест, и шаблонность их отпугивает.
- А что нужно поменять?
- Я бы уменьшил число заданий, но сделал их более творческими, ёмкими.
- Почему выпускники никак не могут обойтись без репетиторов?
- Родители сами подталкивают детей к репетиторству. Если ребёнку с рождения не привить самостоятельность, он не сможет самообразовываться. Репетитор – этот тот человек, который организует вашего ребёнка, потому что сам школьник сделать этого не может. Ничему другому, кроме того, что дает учитель в классе, репетитор не научит.
- То есть разрыва в стандартах между школой и вузом нет?
- Нет. Правда, в МГУ есть дополнительные испытания. К ним, наверное, не каждый ребёнок сможет подготовиться, потому что школа заточена на ЕГЭ.
Блиц-опрос
- А вы своему сыну помогаете делать домашнюю работу?
- Моя любимая домашка – это окружающий мир. Потому что, что бы я не сказал, мне сын говорит: нам учительница объясняла всё по-другому. Когда уезжал на конкурс, контроль перешел к бабушке и дедушке, в тетрадях одни 4 и 5. У меня так не получается.
- Когда вы дома последний раз использовали знания по математике?
- В сентябре обсуждали с сыном окружающий мир. Мы выясняли, почему предметы измеряем по-разному. И тут выяснили, что все предметы на самом деле объемные. Я часто рассказываю ученикам, что рядом с нами есть лишь один плоский объект. И они, разгадывая загадку, узнают, что это тень.
- Учитель года дома что-нибудь готовит?
- Учитель года дома разогревает. Мне с женой повезло. Всё, что она делает, – это кулинарные шедевры. Сам я могу картошку пожарить, яичницу, суп с яйцом сварить.
Читайте нас в Telegram-канале «АиФ-Пенза», социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники».