Примерное время чтения: 7 минут
395

Дороги ошибок не прощают. Реально ли снизить количество ДТП

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. «АиФ-Пенза» 28/11/2018

Вот уже 13 лет подряд каждое третье воскресенье ноября отмечается Всемирный день памяти жертв ДТП. Страшно представить, сколько жизней унесли автокатастрофы, сколько судеб они изувечили, сколько матерей обречены оплакивать своих погибших и покалеченных детей.

Жуткая статистика

Журналисты давно сравнивают дорожные войны с конфликтами в горячих точках, приводя ужасающую статистику. Вдумайтесь в эти цифры: в 2017 году на дорогах страны погибло 19 тысяч человек. А за десять лет контртеррористичеких компаний на Северном Кавказе мы потеряли около 10 тысяч сотрудников силовых ведомств. Что называется – почувствуйте разницу! Всем давно понятно, что ситуация на российских дорогах несет угрозу благополучию нации, но не понятно, что с этим делать: работа ведется серьезная, а существенного улучшения не происходит...

За 10 месяцев текущего года в Пензенской области произошло 1 тыс. 523 дорожно-транспортных происшествия, в которых 170 человек погибли и больше двух тысяч получили ранения различной степени тяжести. Самые жуткие ДТП в силу разных причин случились на федеральной трассе и на областных дорогах.

Так, в июне на трассе М-5 столкнулись сразу восемь автомобилей: два отечественных и шесть иномарок. Четыре человека (водитель ВАЗ-2114 и три его пассажира) погибли на месте.

Через несколько дней на 705 км. этой же дороги автомобиль ВАЗ-2114, в котором ехала семья из пяти человек, налетел на стоящую машину с полуприцепом. Водитель, его жена и пятилетняя дочка скончались до приезда скорой помощи. Двухлетние сыновья, к счастью, выжили и были госпитализированы.

В июле в Бессоновском районе на 5-м км. дороги «Грабово-Вазерки-Пыркино» автомобиль «ВАЗ-211540» слетел с дороги в кювет и врезался в дерево. Двое пассажиров погибли на месте, а водитель скончался в больнице.

Автомобиль – не игрушка

По информации областного управления ГИБДД, количество машин в нашем регионе постоянно растет. Если в 2014 году было зарегистрировано 473 тыс. 753 автомобиля, то в 2018-м уже 515 тыс. 413 авто. Рост – почти 9%. В некоторых семьях по два, а то и по три автомобиля. Естественно, это не может не сказаться на аварийности.

Блюстители дорожного порядка без преувеличения проделывают колоссальную работу, но инспекторов, по мнению экспертов, катастрофически не хватает. Впрочем, этого не отрицает и глава ведомства.

«В настоящее время в рядах Госавтоинспекции трудится 724 человека. Не хватает 35 сотрудников, в том числе - 32 аттестованных, - констатирует начальник регионального управления ГИБДД, полковник полиции Александр Курчатов. - В текущем году нам удалось пресечь 839 тысяч 422  нарушения. За управление транспортными средствами в состоянии опьянения задержано около 4 тысяч водителей. Еще 6 тысяч привлечено к ответственности за выезд на полосу встречного движения. Зафиксировано более 13 тысяч нарушений правил проезда пешеходных переходов. Не остаются без внимания и пешие участники дорожного движения. Так, пресечено 18,5 тысяч нарушений ПДД, допущенных пешеходами».

Основная причина большинства аварий, по мнению Александра Курчатова – пресловутый человеческий фактор. Одни водители банально не знают правил, другие слишком самонадеянны, третьи относятся к дорогам, как к компьютерной игре.

«Водители должны осознавать ответственность, садятся за руль, - считает Александр Иванович. – Автомобиль – это источник повышенной опасности, а не игрушка. Максимальная концентрация внимания и знание правил – вот залог безаварийной езды, а, значит – гарантия сохранения собственной жизни и жизней других участников дорожного движения».

Точка зрения

В последнее время камни, я бы даже сказала, булыжники летят в сторону автошкол: мол, что там недостаточно хорошо учат. Но у инструкторов по вождению на этот счет своя точка зрения. И она не лишена объективности.

«Несколько лет назад законодатели активно выступали за ужесточение требований к обучению в автошколах. Ужесточили. Однако статистика ДТП со смертельными исходами  не уменьшилась. В среднем, за сутки на дорогах страны погибает 50 человек, трое из которых – дети, - констатирует автогонщик, инструктор по вождению Егор Егоров. - Вообще, после реформы ГИБДД ситуация на дорогах изменилась в худшую сторону. То ли сократилось количество инспекторов, то ли они получили либеральные установки сверху, но порядка стало меньше. Нехватку инспекторов (штат, насколько я понимаю, был сокращен по всей стране) пытаются восполнить камерами. Но в Пензе они, по-моему, настроены только на скоростной режим, другие нарушения не фиксируются, водители не пропускают пешеходов, пересекают сплошные линии, поворачивают там, где этого нельзя делать. Когда-то я тоже нарушал правила дорожного движения. Но меня быстро воспитали инспекторы. А сейчас все ездят, как хотят. Несколько лет назад пересечь сплошную линию было страшным «дорожным грехом» и водители боялись нарваться на патруль с мигалками, потому что за этим неминуемо следовало лишение прав. Сейчас же все знают, что патрулей мало и чувствуют себя на дорогах безнаказанно».

Егор вспоминает, что раньше Госавстоинспекцию боялись. Когда к машине подходил сотрудник ГАИ, у водителя дрожали руки. И те люди, которые в то время начинали ездить, до сих пор соблюдают культуру вождения.

«Сейчас все по-другому. Инспектор, остановив автомобиль, любезно интересуется состоянием здоровья водителя. Многие автомобилисты вместо того, чтобы осознать свои ошибки, начинают качать права. Я считаю, что  такой либерализм на дорогах неприемлем, - рассуждает инструктор по вождению. - Из блюстителей дорожного порядка инспекторы превращаются чуть ли не в обслуживающий персонал. При таком раскладе порядка на дорогах никогда не будет: российский народ не готов к либерализму со стороны правоохранительных органов. Чтобы переломить ситуацию, нужно увеличить штат ГИБДД и расширить полномочия инспекторов».

А вот инструктор Евгений Мешков, стаж преподавания которого составляет 11 лет, считает, что одна из основных причин аварийности связана с самонадеянностью водителей.

«Самое опасное место – это трасса, - говорит Евгений. - Она ошибок не прощает. Одно неверное движение может привести к трагическим последствиям: при скорости 90 км в час автомобиль всего за одну секунду проезжает 25 метров! Почему-то мало кто из водителей об этом помнит: правила дорожного движения нарушаются почти поголовно – пересекаются сплошные линии разметки, не соблюдаются дистанция и скоростной режим, обгоны совершаются там, где этого нельзя делать.

Ситуация усугубляется тем, что с течение времени у водителей притупляется чувство опасности. Многие переоценивают свои силы – думают, что могут проскочить, обогнать, развернуться на большой скорости. Но не у всех это получается.

У меня был ученик, у которого страх дороги пропал спустя полтора года после получения прав. В какой-то момент он возомнил себя Шумахером, поддал газу на заснеженной дороге, машина пошла в занос, он не справился с управлением и произошла авария. Ему повезло: он выжил. Перенес тяжелую операцию, полтора года восстанавливался, а потом 17 лет не садился за руль. Не мог преодолеть страх. Он даже не стал восстанавливать права, пошел заново учиться, чтобы избавиться от «ступора».

Некоторое время назад на федеральном уровне хотели ввести правило – чтобы автовладельцы раз в десять лет пересдавали экзамен на право вождения. Если бы этой идее дали ход, порядка на дорогах стало бы гораздо больше. Правила дорожного движения постоянно меняются, но большинство водителей об этом не знают. Ездят по-старинке и создают аварийные ситуации».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах