В каком состоянии находятся подъемники и что нужно сделать для того, чтобы действительно безопасно в них ездить, рассказал корреспонденту «АиФ» специалист по лифтовому хозяйству с более чем 40-летним стажем, главный инженер СМУП «Пензалифт» Юрий Буяров.
Отдых подождет
— Юрий Андреевич, сколько лифтов обслуживает ваша организация и как много из них представляют опасность?
— В нашем ведении находится порядка 60% лифтов в многоквартирных домах города. Это около 2000 единиц. Более 600 из них отработали свой срок эксплуатации — 25 лет. Но могу вас заверить, опасности они не представляют. Во-первых, эти лифты прошли независимую экспертизу, которая, исходя из технического состоянии, установила дополнительный срок эксплуатации. Во-вторых, все лифты ежегодно проходят освидетельствование. Кроме того ежемесячно их проверяют механики: осматривают оборудование, осуществляют ремонт и регулировку. Играть с жизнями людей никто не собирается.
—И как долго можно так продлевать жизнь отслужившим свое лифтам?
—Согласно техническому регламенту, все лифты, которые отслужили свой срок до апреля 2013 года, заменят на новые к 2020 году. В прошлом году был установлен 51 лифт. В этом — уже 51 и продолжают поступать заявки.
— А сколько стоит заменить лифт?
— В среднем один лифт стоит 1,5 млн. рублей. В России есть два крупных завода по производству лифтового оборудования, плюс еще один в Белоруссии. Претензий к качеству нет, как говорится, надежность проверенная временем. С ними мы и сотрудничаем.
Возможность установки импортного оборудования тоже есть, но это необоснованные затраты. Тем более, что их обслуживание дороже и сложнее. Я уже не говорю о замене комплектующих, доставку которых придется подождать.
— В связи с несчастными случаями в Москве и Санкт-Петербурге дошла ли до нас волна проверок?
— Проверки идут и не только технического состояния. Проверяют все полностью, включая и обслуживание. Сроки не установлены, поэтому финальных результатов никто не ждет.
Метр в секунду
— Кто несет бремя ответственности за состояние лифта?
— Собственник. Это либо ТСЖ, либо ЖСК, либо управляющая компания. Они и заключают договора на обслуживание и проверку. Здесь и начинаются проблемы. Раньше был человек, который имел аттестацию и отвечал за эксплуатацию лифта. Сейчас законы изменились, и наличие такого специалиста стало на усмотрение организации-владельца. Владельцы лифтов — тот же малый бизнес, который нельзя «кошмарить». Три года их не трогают. Проверки Ростехнадзора только по графику с согласия прокуратуры. Какая может быть ситуация? Прошло три года, компания «обанкротилась», появился новый собственник. Так можно избежать ответственности и проверок.
Кроме того, сейчас на рынке появилось много фирм, предлагающих услуги по техническому обслуживанию лифтов. Да, среди них есть профессиональные, с многолетним опытом работы, но есть и такие, которые только-только появились. Учитывая современные реалии и то, что управляющие компании являются коммерческими структурами, очень сложно сказать, с какой ответственностью они подойдут к делу.
Всегда хорошо только на бумаге
— Было бы интересно узнать, а как происходит замена лифта и за чей счет?
—В тех домах, где фонд капитального ремонта формируется методом «общего котла», можно рассчитывать на замену лифта за счет этого фонда. Дома, у которых формируется фонд капитального ремонта на своем спецсчете, должны рассчитывать только на себя.
— Уверен, жалобы от жильцов к вам поступают достаточно часто. К чему претензии?
— Как правило, жильцы хотят чтобы им вернули прежнее состояние лифта. В большинстве случаев люди с пренебрежением относятся к чужому имуществу. Лифт идет со скоростью один метр в секунду. С первого до девятого этажа движение занимает примерно 23 секунды. Человеку становится скучно, и он начинает что-то отклеивать, отдирать, отламывать и так далее.
Другой пример. Допустим, в квартире ремонт. Естественно, строительная бригада не заботится об аккуратности, перевозя в лифте стройматериалы и мусор. Надеюсь, скоро этому придет конец. Мы уже начали устанавливать в кабинах камеры.
Все осталось в прошлом
— Как раньше была организована система обслуживания и надзора за работой лифтов и почему эта система сейчас не работает?
— Существовал единый документ, регламентирующий все вопросы устройства, эксплуатации, обслуживания и надзора за лифтами – «Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов» (ПУБЭЛ). Поскольку все дома тогда находились в муниципальной собственности, представителем владельца лифта являлись муниципальные предприятия ЖКХ, где назначалось лицо, ответственное за организацию эксплуатации лифтов.
При этом специализированные лифтовые организации должны были получать лицензию в Госгортехнадзоре. Чтобы ее получить требовалось иметь достаточную техническую базу и обученный квалифицированный персонал в нужном количестве. На сегодняшний день ничего от старой системы не осталось. Единые правила ПУБЭЛ отменены. Технический регламент «Безопасность лифтов» содержит лишь общие формулировки о необходимости обеспечения безопасности лифтов их владельцами.
В штате УК обученное аттестованное лицо, отвечающее за организацию эксплуатации лифтов, может быть, а может и не быть. Лицензирование организаций по техническому обслуживанию лифтов также отменено, а сами лифты сняты с учета инспекции Ростехнадзора.
— И возникает извечный русский вопрос: «Что делать?»
— Нужно дорабатывать документы, регламентирующие деятельность УК, специализированных лифтовых организаций, а так же внести правки в техрегламент. Но он был принят в рамках Таможенного союза тремя сторонами - Россией, Казахстаном и Белоруссией и действует одинаково на территории этих трех стран. Поэтому дело усложняется.
— Как часто у нас люди застревают в лифтах, и долго ли им приходится ждать, когда их вытащат?
— Застревают не часто. Бывает, что нас подводят энергетики. Был случай, когда произошло 28 отключений подряд, через каждые 5-6 минут. У нас работает шесть аварийных бригад. И согласно регламенту, мы должны прибыть на место в течение 30 минут.