aif.ru counter
149

Домовой «транспорт». Насколько безопасны пензенские лифты

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. «АиФ-Пенза» 17/02/2016

В каком состоянии находятся подъемники и что нужно сделать для того, чтобы действительно безопасно в них ездить, рассказал корреспонденту «АиФ» специалист по лифтовому хозяйству с более чем 40-летним стажем, главный инженер СМУП «Пензалифт» Юрий Буяров.

Отдых подождет

Юрий Андреевич, сколько лифтов обслуживает ваша организация и как много из них представляют опасность?

— В нашем ведении находится порядка 60% лифтов в многоквартирных домах города. Это около 2000 единиц. Более 600 из них отработали свой срок эксплуатации — 25 лет. Но могу вас заверить, опасности они не представляют. Во-первых, эти лифты прошли независимую экспертизу, которая, исходя из технического состоянии, установила дополнительный срок эксплуатации. Во-вторых, все лифты ежегодно проходят освидетельствование. Кроме того ежемесячно их проверяют механики: осматривают оборудование, осуществляют ремонт и регулировку. Играть с жизнями людей никто не собирается.

И как долго можно так продлевать жизнь отслужившим свое лифтам?

—Согласно техническому регламенту, все лифты, которые отслужили свой срок до апреля 2013 года, заменят на новые к 2020 году. В прошлом году был установлен 51 лифт. В этом — уже 51 и продолжают поступать заявки.

Юрий Буяров, главный инженер "Пензалифт"
Рабочий стаж Юрия Буярова - больше 40 лет. Фото: АиФ

А сколько стоит заменить лифт?

— В среднем один лифт стоит 1,5 млн. рублей. В России есть два крупных завода по производству лифтового оборудования, плюс еще один в Белоруссии. Претензий к качеству нет, как говорится, надежность проверенная временем. С ними мы и сотрудничаем.

Возможность установки импортного оборудования тоже есть, но это необоснованные затраты. Тем более, что их обслуживание дороже и сложнее. Я уже не говорю о замене комплектующих, доставку которых придется подождать.

В связи с несчастными случаями в Москве и Санкт-Петербурге дошла ли до нас волна проверок?

— Проверки идут и не только технического состояния. Проверяют все полностью, включая и обслуживание. Сроки не установлены, поэтому финальных результатов никто не ждет.

Метр в секунду

Кто несет бремя ответственности за состояние лифта?

— Собственник. Это либо ТСЖ, либо ЖСК, либо управляющая компания. Они и заключают договора на обслуживание и проверку. Здесь и начинаются проблемы. Раньше был человек, который имел аттестацию и отвечал за эксплуатацию лифта. Сейчас законы изменились, и наличие такого специалиста стало на усмотрение организации-владельца. Владельцы лифтов — тот же малый бизнес, который нельзя «кошмарить». Три года их не трогают. Проверки Ростехнадзора только по графику с согласия прокуратуры. Какая может быть ситуация? Прошло три года, компания «обанкротилась», появился новый собственник. Так можно избежать ответственности и проверок.

Кроме того, сейчас на рынке появилось много фирм, предлагающих услуги по техническому обслуживанию лифтов. Да, среди них есть профессиональные, с многолетним опытом работы, но есть и такие, которые только-только появились. Учитывая современные реалии и то, что управляющие компании являются коммерческими структурами, очень сложно сказать, с какой ответственностью они подойдут к делу.

Один лифт стоит полтора миллиона рублей.
Один лифт стоит полтора миллиона рублей. Фото: АиФ

Всегда хорошо только на бумаге

— Было бы интересно узнать, а как происходит замена лифта и за чей счет?

—В тех домах, где фонд капитального ремонта формируется методом «общего котла», можно рассчитывать на замену лифта за счет этого фонда. Дома, у которых формируется фонд капитального ремонта на своем спецсчете, должны рассчитывать только на себя.

— Уверен, жалобы от жильцов к вам поступают достаточно часто. К чему претензии?

— Как правило, жильцы хотят чтобы им вернули прежнее состояние лифта. В большинстве случаев люди с пренебрежением относятся к чужому имуществу. Лифт идет со скоростью один метр в секунду. С первого до девятого этажа движение занимает примерно 23 секунды. Человеку становится скучно, и он начинает что-то отклеивать, отдирать, отламывать и так далее.

Другой пример. Допустим, в квартире ремонт. Естественно, строительная бригада не заботится об аккуратности, перевозя в лифте стройматериалы и мусор. Надеюсь, скоро этому придет конец. Мы уже начали устанавливать в кабинах камеры.

Все осталось в прошлом

— Как раньше была организована система обслуживания и надзора за работой лифтов и почему эта система сейчас не работает?

— Существовал единый документ, регламентирующий все вопросы устройства, эксплуатации, обслуживания и надзора за лифтами – «Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов» (ПУБЭЛ). Поскольку все дома тогда находились в муниципальной собственности, представителем владельца лифта являлись муниципальные предприятия ЖКХ, где назначалось лицо, ответственное за организацию эксплуатации лифтов.

При этом специализированные лифтовые организации должны были получать лицензию в Госгортехнадзоре. Чтобы ее получить требовалось иметь достаточную техническую базу и обученный квалифицированный персонал в нужном количестве. На сегодняшний день ничего от старой системы не осталось. Единые правила ПУБЭЛ отменены. Технический регламент «Безопасность лифтов» содержит лишь общие формулировки о необходимости обеспечения безопасности лифтов их владельцами.

В штате УК обученное аттестованное лицо, отвечающее за организацию эксплуатации лифтов, может быть, а может и не быть. Лицензирование организаций по техническому обслуживанию лифтов также отменено, а сами лифты сняты с учета инспекции Ростехнадзора.

— И возникает извечный русский вопрос: «Что делать?»

— Нужно дорабатывать документы, регламентирующие деятельность УК, специализированных лифтовых организаций, а так же внести правки в техрегламент. Но он был принят в рамках Таможенного союза тремя сторонами - Россией, Казахстаном и Белоруссией и действует одинаково на территории этих трех стран. Поэтому дело усложняется.

— Как часто у нас люди застревают в лифтах, и долго ли им приходится ждать, когда их вытащат?

— Застревают не часто. Бывает, что нас подводят энергетики. Был случай, когда произошло 28 отключений подряд, через каждые 5-6 минут. У нас работает шесть аварийных бригад. И согласно регламенту, мы должны прибыть на место в течение 30 минут.

Досье
Буяров Юрий Андреевич. Родился 2 апреля 1952 года в городе Темникове республики Мордовия. В 1970 году закончил Свердловский техникум по специальности «Монтаж лифтов и канатных дорог». На различных предприятиях города прошел путь от обычного монтажника до главного инженера. Ветеран труда.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах