В воскресенье, 11 июня, жители Пензы и Заречного обсуждали группу самолетов, которую несколько раз за тот день видели в небе на небольшой высоте. Это пилотажная группа «Звезда» готовилась к предстоящему авиашоу. Задача перед летчиками стоит непростая: выполнить элементы так, чтобы зрители все хорошо видели, но при этом не приближаться к зрительной зоне ближе, чем на 200 метров .
Накануне шоу пилоты похвали аэродром в Сосновке, на котором базировалась, но признались, что из-за подгтовки к шоу не смогли увидеть Пензу не с высоты птичьего полета. Какие сложности возникли для пилотажной группы в Пензе? Что за пиротехнику они подготовили? На вопросы penza.aif.ru ответил ответил ведущий группы, летчик-инструктор 1 класса, мастер спорта Дмитрий Мотин.
География с изгибом
Ирина Акишина, penza.aif.ru: Дмитрий, вы уже успели ознакомиться с географией ваших полетов над Пензой? Нет ли сложностей?
- Во время тренировочных полетов летчики оценивают особенности городской застройки и рельеф местности, чтобы подобрать оптимальное направление захода. Пилотирование осущетвляется по четко выбранным ориентирам, с учетом рельефа. Нам придется подстраиваться под изгиб реки. С одной стороны, мы не должны подлетать близко к зрителям и жилой застройке, с другой - выбрать такое направление, чтобы зрителям было удобно за нами наблюдать. Надо учесть, откуда дует ветер, откуда светит солнце светит, чтобы зрители не смотрели против него. Мы программу делаем ради людей, чтобы им удобно было нас смотреть, чтобы не задирали голову. Наш полет обычно проходит на высоте 200-400 метров, ниже 100 метров обычно не летаем, лишь иногда опускаемся до 70 метров. Мы добиваемся того, чтобы в зоне зрителя всегда был самолет. Если шоу длится 30 минут, то 30 минут самолет непрерывно находится в воздухе. Все расписано по секундам, у нас работает целая команда, в том числе есть и ребята, которые координируют нас с набережной.
Мы прилетели на своих самолетах в субботу , 10 июня, в тот день у нас прошли совещания. А сегодня весь день провели на аэродроме, даже покушать некогда.
- Что за пиротехнику будете использовать? Какое вещество будете распылять над нами?
- Это дым двух видов. Есть специальный дым-масло, который, смешиваясь с выхлопными газами от самолета, дает белый густой след. И есть чисто пиротехнические изделия, они устанавливаются на подготовленном самолете, плюс с ними работают с земли. Все выступления у нас проводятся днем, и если использовать ночную пиротехнику, она будет плохо видна. Поэтому крупная пиротехническая компания специально по нашему заказу разработала смеси, которые видны и при свете солнца. Благодаря этому вы сможете увидеть российский триколор в небе.
- Вы не первые, кто показывает пензенцам авиашоу, но единственные, у кого во время выступления работает комментатор…
- Зрителям нужно объяснять, что за самолеты летают и что конкретно они в данный момент исполняют. Наш комментатор из Минска, Владимир Давидович, не пилот, но он уже 20 лет работает в авиационном бизнесе, участвует в организации мепрориятий. Знает всю нашу спефифику. Он может говорить три часа не переставая. Когда у нас проходит прямая трансляция авиационных гонок, а они длятся обычно 3 часа и более, он ни на секунду не умолкает. Только останавливается, чтобы воды попить.
Услышать «Браво»
- Вы летаете относительно низко. Удается разглядеть лица зрителей? Услышать крики «Браво»!
- Скорость самолета 300 км/ч, не такой скорости на высоте отвлекаться на зрителей нельзя. Но мы видим, что они стоят, можем оценить их количество.
- Пилоты, которые управляли реактивными самолетами, признавались, что во время шоу могли потерять пару килограммов. Как у вас?
- Килограммы вряд ли можно потерять во время представления, в том числе и на реактивных самолетах. Мы это знаем, потому что летаем в том числе и на таких машинах. Но полеты на самом деле требуют большой концентрации. Иногда, когда не так холодно, мы после шоу вылезаем мокрыми из кабины. Это серьезное нервное напряжение - на такой большой скорости управлять самолетом.
- Сколько нужно время , чтобы отработать программу?
- Все зависит от подготовленности отдельных членов команды. Если у всех есть опыт таких полетов, то на то, чтобы слетаться, потребуется, 15-20 полетов. У нас все очень опытные пилоты, все мастера спорта высшего пилотажа, ранее уже летали в различных группах. Тут нет таких, кто только начинает пробовать себя. Антон Вареха выступает в группе «Реакторы» на реактивных самолетах. Владимир Николаев и Максим Бугаёв раньше летали в пилотажной группе ДОСААФ. Владимир Николаев в составе в международной пилотажной группы выступал в Китае.
- У всех вас высокие регалии. В небе не боретесь за право называться главным?
- Ведущий и руководитель пилотажной группы я, но есть более опытные товарищи. Владимир Николаев - директор летной программы , его авторитет выше, мы прислушиваемся к его рекомендациям. Максим Бугаёв также выполняет обязанности инженера. Он очень хорошо знает самолет и дает нам советы, учитывая технические возможности. Владимир Ильинский - абсолютный чемпион мира по высшему пилотажу, он подсказыает, как более красиво, качественно выполнить ту или иную фигуру.
- Кто и как из вас решает, из каких элементов будет состоять программа?
- Иногда бывает мозговой штурм, решаем, что добавить, что убрать. И сделать так, чтобы это было выглядело красиво со стороны. Наша основная задача - выступить так, чтобы зритель не скучал. Мало показать и куда-то улететь. Самолет улетел - зрителю скучно. А надо это сделать так, чтобы была карусель, чтобы в зоне видимости зрителей один самолет шел за другим.
- У вас очень жесткое расписание. Успеваете акклиматизироваться?
- Все в порядке. Хотя у нас накануне были выступления в Волгограде, Великом Новгороде. После Пензы будет небольшой перерыв, надо будет провести регламентные работы после таких интенсивных полетов. Но потом опять пойдут мероприятия одно за другим. И так все лето.
Чемпион в 60 лет
- Вопрос от тех, кто еще учится в школе: «А как стать пилотом такой группы? На кого нужно учиться?»
- Раньше было летное училище, которое готовило летчиков-инструкторов ДОСААФ. Мы закончили это училище летчиками-инструкторами, выступали в соревнованиях по высшему пилотажу, и набравшись опыта, пришли в эту пилотажную группу. Сейчас этого училища уже нет. И аэроклубов почти не осталось, где летают на пилотажных самолетах. Сейчас к нам приходят спортсмены, победители чемпионатов России по высшему пилотажу, уже состоявшиеся пилоты, с уровнем мастера спорта или кандидата в мастера спорта. В России средний возраст спортсменов, участвуюших в соревнованиях по высшему пилотажу 40 лет и вывше. Так, в приципе, и в большинстве стран, спорт очень возрастной. Можно и в 60 лет стать чемпионом мира.
- Наши ребята сейчас достойно выступают на международных соревнованиях? Конкуренция ведь там высокая…
- Да, конкуренция высокая, но исторически так сложилось, что мы всегда в призерах. Сборная России в личном и командном зачете, как правило, всегда занимает места на пьедестале.
- Ситуация с санкциями вас не затронула? Ряд авиационных компаний испытывали трудности из-за проблем с запчастями иностранного производства.
- У нас российский самолеты, российская форма. Мы летаем по российским картам, у нас отечественная навигационная система. У нас всегда было все российское, нам не пришлось ничего замещать.
Напомним, авиашоу начнется 12 июня в 13.30. Лучше всего его будет видно на набережной Суры в районе «Ростка».