В Пензе как-то принято ругаться на коммунальные службы, не замечая их труда. То на дорожном полотне кучи неубранного снега, то машин-уборщиков не видать. Чтобы узнать, справедливы ли жалобы, корреспондент «АиФ-Пенза» провел рабочий день с сотрудником МУП «Пензадормост».
Они работают без выходных и праздников. Часть машин выходит на улицы ровно на сутки, после которых водители отдыхают два дня. Часть работает посменно по восемь часов. В снежные авралы даже начальство приходит не в привычные для большинства пензенцев 8-9 часов утра, а в 05:30 - 06:00, чтобы проконтролировать ход уборки.
Молодой водитель Николай Романов едет в голове колонны из шести КДМ – комбинированных дорожных машин. Функционал у рыжих гигантов большой: они счищают снег с проезжей части, потом проходят щетками, а затем посыпают песко-соляной смесью.
«Смена идет сутки, - рассказывает Николай. - Когда снега мало, то проходим участки быстро. В метель все трудней: снег постоянно наметает, да и трафик идет очень плохо. Кто-то может помешать, въехав между машинами и разметав собранный снег. Друзья иногда подкалывают, мол, вся Пензя в снегу, а вы там днями чай пьете… Особенно обидно, когда ты целый день пашешь, а потом такое… ».
Сзади диагональю едут еще пять автомобилей, собирая снег и переводя его к обочине. Пока едем по мосту видно, как почищена одна сторона и как завалена грязными соляными комьями вторая. В зависимости от ширины участка работают от семи до трех машин. Иногда колонна делится на две части и чистит разные части, а потом смыкается на соседней улице. Колонна движется как оркестр: каждое движение связано и нет несогласованности действий.
Перерывы есть даже в суточном графике. Водители приезжают перекусить каждые семь часов. Иногда выходит даже поспать пару часов перед выходом в два-три часа ночи. Чтобы не заснуть кофе в термосе и музыка в авто.
«Иногда график сбивается. Не помню какой год, но помню что Рождество, 7 января. Снег шел сутки, не останавливаясь. Поэтому и поездки затянулись: на «обед» приехали только в шестом часу, а на ужин вообще в одиннадцатом, но справились», - с улыбкой вспоминает Николай.
За сутки каждая машина высыпает по тонне-две песко-соляной смеси, включая галит. В пути встречаются препятствия: пробки, некультурные водители. Изредка доходит до небольших конфликтов. Но без серьезных последствий.
Николай Романов трудится в МУПе уже с 2016 года: «Мне эта работа нравится. Не могу сказать почему, но чувствую - мое. Мама тоже мне говорит, что, если я что-то не захочу делать, то не заставить. А тут – с радостью хожу!».