Примерное время чтения: 10 минут
56

Безграничные возможности. Какие чудеса творят педагоги в работе с детьми

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. АиФ-Пенза 21/09/2022
Вячеслав Колесников / АиФ

С 3 по 5 октября в Пензенской области пройдет XIX съезд уполномоченных по правам ребёнка в субъектах РФ. Наш регион впервые  примет мероприятие подобного уровня. Посвящено оно будет защите прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Сурский край не случайно выбран для проведения съезда. Здесь успешно развиваются сразу несколько площадок, занимающихся инклюзивным образованием, оказывающих паллиативную помощь детям.

Ожидается, что оценить работу пензенских специалистов приедут Уполномоченный по правам ребёнка при Президенте РФ Мария Львова-Белова и министр труда и социальной защиты России Антон Котяков.

Программа съезда рассчитана на три дня, за это время гости посетят сразу несколько объектов. Одни из них хорошо известны на всероссийским уровне, как например, арт-поместье «Новые берега». О других слышали даже не все пензенцы.  Так, до сих пор мало кто знает, какие особенные задачи выполняет бригада паллиативной помощи детской поликлиники в «Городе Спутнике» Пензенского района, какие чудеса творят педагоги в детском саду в этом же микрорайоне.

Уход за телом и духом

В поликлиническом отделении Пензенской районной больницы есть бригада из трёх человек: врач, медсестра, водитель. Как и их коллеги, они передвигаются на машине с красным крестом. Только пациентов у них немного, и каждый день для них сродни схватке за жизнь. Это бригада, которая оказывает паллиативную помощь детям.

«Паллиативная помощь - это помощь тяжелобольным людям, которым поставили диагноз с тяжёлой, чаще всего неизлечимой болезнью. Прежде всего, это уход за пациентом: за телом, разумом и состоянием духа больного ребёнка, а также поддержка семьи», - объясняет заведующая поликлиническим отделением Ольга Фролкина.

В Пензенском районе пациентов у этой бригады немного - десять ребятишек разного возраста. У каждого из них - сложная неизлечимая болезнь. Самые частые диагнозы - заболевания центральной нервной системы, онкология. Даже говорить об этих детях сложно.

Врач выездной бригады Анастасия Дурнаева работает в бригаде паллиативной помощи более полутора лет. На вопрос, что её привело сюда, она кратко отвечает: «Сострадание». До этого девушка семь лет посвятила педиатрии. Она не скрывает, что ей до сих пор нелегко даются выезды к маленьким пациентам: «Каждый раз ты приходишь к родителям и видишь уставшие глаза матери. К этому нельзя привыкнуть»...

Страшно. Но ещё страшней то, что никто не застрахован от такой судьбы. Ребенок с неизлечимыми патологиями может родиться в семье со здоровыми мамой и папой, в семье, где уже растут абсолютно здоровые братья и сестры. 

Фото: АиФ/ Вячеслав Колесников

Верить в чудо

Выезд врача к больным детям мало отличается от обычного вызова на дом. Осмотр, коррекция лечения. Если нужно дополнительное обследование, то к малышам приезжают другие специалисты: окулист, отоларинголог, невролог, детский хирург. Они помогают обеспечить маленьким пациентам комплексную медпомощь. За такими больными нужен постоянный присмотр. Иногда у них плохо с координацией - руки «не слушаются». Одно резкое неловкое движение - и трубка катетера вылетит, а жизнь и хрупкое здоровье маленького пациента окажутся под угрозой.

Кроме помощи в лечении, маленьким пациентам предоставляют жизненно важное оборудование. Например, одному семилетнему мальчику приобрели специальную кровать, которая меняет положение, помогая не напрягать позвоночник, не фиксировать его. Эта продукция стоит очень дорого, и обычная семья вряд ли себе сможет её позволить. Однако, благодаря помощи государства, такой инвентарь приобретается, чтобы дать шанс едва начавшему жизненный путь человеку.

Тяжело спрашивать врачей о том, могут ли такие дети выздороветь. Потому что страшно услышать ответ. С такими диагнозами шансы на то, чтобы жить долго и счастливо, - очень малы.

«Мы знаем возможности современной медицины. Но наша задача по максимуму продлить жизнь ребёнка в этом мире. На день, месяц, год - неважно, - рассказывает Ольга Фролкина. - Всегда есть вера в чудо, возможности и потенциал человеческого организма изучены не до конца».

И чудеса случаются. В Пензенском районе родился мальчик, который весил менее килограмма. Врачи диагностировали у него сразу несколько патологий. Прогнозы о том, сколько он будет жить в этом мире, были нерадостными. Но за дело взялись врачи. Разработали программу лечения, к едва дышащему ребёночку каждый день приезжала бригада. И патологии прекратили прогрессировать. Правда, здесь помогла не только медицина.

«Я не могу описать, как мать верила в выздоровление. Она буквально вцепилась в шанс спасти своего сына. И это дало результат. Так что, как бы ни развивалась медицина, в самых тяжёлых случаях спасти могут любовь, поддержка и вера в выздоровление», - заключает Ольга Фролкина.

Фото: АиФ/ Вячеслав Колесников

Танцами против диагноза

Настоящим подарком может стать возможность жить в обществе. Жить, как все.

Это хорошо понимает восьмилетняя Лерочка Скоморина. 15 сентября для неё стало настоящим праздником. Ей вручили диплом лауреата 3 степени и памятный подарок на 10 Международном благотворительном танцевальном фестивале «Inclusive Dance». Из руки заведующей МБДОУ д/с «Спутник» села Засечное Пензенского района Алсу Алюшевой девочка с улыбкой взяла диплом, охотно позировала для фотографий. С виду она обычный ребенок, не сразу можно определить, что у Леры - синдром Дауна. 

«Узнали после рождения. Страшно не было, скорей переживали из-за неопределенности. Но, увидев, как наша дочка развивается, поняли, что она может жить жизнью обычного человека», - рассказывает мама Ирина Скоморина

Если раньше подобный диагноз очень ограничивал человека, то сейчас благодаря работе команды педагогов детского сада «Спутник» эти дети успешно адаптируются и социализируются в жизни. В детском саду Лера научилась считать, рисовать, различать буквы. А ещё ей помогли раскрыть свой талант. Девочка любила танцевать, это заметила музыкальный руководитель Мария Новикова. Предложила заняться русскими народными танцами. Малышка попробовала – ей понравилась. А потом начались победы в конкурсах. Но главное достижение Леры в том, что она сейчас учится в первом классе обычной школы. Эта победа – одна для всех. Для девочки, её семьи и её педагогов из детского сада.

Нельзя рисовать

В детском саду «Спутник» всего 40 групп. Одна из них, совсем небольшая, считается группой компенсирующей направленности, в ней занимается 10 человек. Её посещают дети с ОВЗ, синдромом Дауна. Обычному человеку сложно осознать состояние этих малышей. Вот как он может понять, что у него проблемы с восприятием? Когда ты не отличаешь друг от друга цвета? Когда не можешь взять в ладонь горсть песка? Кажется, что теряется жизнь. Но её помогают обрести профессиональные педагоги.

«Мы попадаем в сказку», - на этих словах в маленькой комнатке гаснет свет, и загораются яркие разноцветные фиброоптические волокна, свет которых отражается в зеркале. Рядом - светящаяся воздушно-пузырьковая колонна. На первый взгляд, это просто комната со световыми эффектами. Но здесь дети снимают напряжение. Даже колонна сделана для развития стимуляции зрительного анализатора, она учит малышей реагировать на свет. 

«Всё в этой комнате служит для развития кинестетики, способствует стабилизации эмоционального состояния, повышает эффективность любых мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья», - рассказывает педагог-психолог Анастасия Иванова.

Одно из упражнений - рисование песком. Детям, обучающимся в инклюзивной группе, сложно выражать мысли речью. Некоторые даже карандаш или кисточку не могут держать. Поэтому занятия начинаются с рисования на песке. Песчинки высыпаются на стол с подсветкой, и педагог-психолог плавными движениями выводит простые картинки: волны, солнце, грибы. 

«Сначала нам надо просто привыкнуть к песку. Некоторые детишки его боятся, только после того, как привыкнут - начинаем рисовать», - говорит Анастасия Иванова. 

Дети много занимаются с логопедом. Они испытывают трудности в произношении звуков. И тогда за дело берется специалист. Наталия Габриэль рассказывает, как дети учатся говорить. Сейчас - это не просто упражнения, а целая игра для ребёнка. В одной из методик используется тренажер Logo-Edu: дети смотрят на специальный экран, на котором демонстрируется правильная артикуляция, указывается, как правильно произносить тот или иной звук. 

На вопрос, трудно ли ей несколько сотен, а то и тысяч раз проговаривать с детьми один и тот же звук, Наталия улыбается: «Я была к этому готова, для этого пришла в эту профессию. Усталости никакой не чувствуется. Просто понимаю, для чего я это делаю, что я несу детям». 

В другом кабинете дошкольники занимаются робототехникой. Воспитатель Людмила Костромина показывает гидравлический экскаватор, сделанный из дерева, он управляется с помощью шприцов с водой. Эту игрушку собрали сами ребята. «Самое главное, что детям это очень интересно. Сначала они просто учатся собирать, а потом, бывает, сами создают и программируют своих «роботов». Это прекрасная тенденция, учитывая, что сейчас конструкторы, инженеры - востребованная профессия. Возможно, с этими специальностями дети свяжут судьбу», - рассказывает Людмила Рашидовна. 

Ограниченные возможности не касаются общения. Здесь, по мнению воспитателей, их воспитанники ничем не отличаются от обычных детей. Они находят друзей, по которым будут скучать дома. Иногда спорят из-за игрушек. Иногда не слушаются воспитателей. Окончив обучение в детском саду, эти ребята легко и свободно адаптируются на следующей ступени образования.

«Мы общаемся с нашими выпускниками, узнаем об их успехах в школьной жизни, - рассказывает Алсу Алюшева. - Сейчас наши первые выпускники пошли в шестой класс. Трудностей в обучении у них нет. У всех отличные показатели. Дети активно занимаются спортом. Это хороший результат работы творческого и высокопрофессионального коллектива нашего учреждения, всё сердце отдающего делу воспитания и обучения детей».

Читайте нас в Telegram-канале «АиФ-Пенза», социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах