В конце сентября в России отмечают день Интернета. Для многих граждан он в первую очередь ассоциируется с соцсетями. Если для одних они – развлечение, то для других – работа, обязанность, возложенная на них государством. Как чиновники и руководители учреждений справляются с ней? У кого из них наибольшее число подписчиков в соцсетях? Чем приманивают к себе пользователей Сети?
Лоси, белки, перлы
Блогерами представители власти стали недавно. Раньше чиновники нередко высказывались в ныне запрещённых социальных сетях, теперь же они активно ведут личные страницы во «ВКонтакте», а с недавних пор ещё и имеют Телеграм-каналы. Граждане в соцсетях предпочитают обращаться не в аккаунты ведомств, а лично к их руководителям: так вроде бы надёжнее и вернее.
Судя по количеству подписчиков, во «ВКонтакте» наиболее популярной является личная страница губернатора Пензенской области Олега Мельниченко. На него подписаны 25 тысяч человек (в Телеграме – 16 632). Это лидер среди пензенских блогеров. В его ленте не только рассказы о достижениях губернии. В ней же он рассказывал о своих домашних питомцах и там же признавался, как тяжело переносит смерть отца.
Второй по числу подписчиков во «ВКонтакте» – глава Заречного Олег Климанов. Он не только отвечает зареченцам в комментариях, но ещё и поздравляет их с днём рождения. Горожане искренне считают, что мэр делает это сам, без помощи своей пресс-службы. Возможно, поэтому на него подписан чуть ли не каждый шестой житель ЗАТО.
За мэром Кузнецка во «ВКонтакте» следят не только жители его города, но и Пензенской области. Сергей Златогорский – опытный ньюсмейкер, не раз отмечался неоднозначными высказываниями.
А вот мэр областного центра Александр Басенко на фоне этих градоначальников выглядит аутсайдером. У него нет ярких пейзажей с лосями и белками, как у Олега Климанова. Не может он похвастаться и меткими перлами, как Сергей Златогорский. Возможно, поэтому и подписчиков в разы меньше.
Когда нужны ответы
Во многом аккаунты представителей власти и учреждений так популярны из-за того, что у жителей региона есть возможность не просто задать интересующий вопрос, но и оперативно получить ответ. И если не от владельца странички, то от представителей ведомств. В комментариях под постами, порой никак не относящимися к предмету разговора, можно увидеть целые ветки, где пензенцы обсуждают вопрос между собой, даже уже после того, как на него ответили. Так аккаунты госслужащих стали местом встречи для граждан.
«Страницы чиновников в социальных сетях в первую очередь помогают пензенцам. Я сам лично слышал, как одна женщина рассказывала, что в её районе были проблемы с маршрутками, она написала об этом в социальных сетях губернатора, и эта проблема решилась, – рассказал социолог Игорь Юрасов. – Чиновники обязаны вести соцсети, это прописано в законе. Даже специальные рейтинги составляют среди глав регионов. Через соцсети чиновники больше узнают о людях, на которых они работают, и о проблемах, которые есть в регионах».
Почти вне политики
Почти вне политики и точно вне конкуренции два любимца дам. Примерно одинаковое количество людей подписано на директора Пензенской картинной галереи Кирилла Застрожного и художественного руководителя Пензенского областного драматического театра имени А. В. Луначарского, народного артиста РФ Сергея Казакова. Оба в своих блогах пишут не только о работе, но и о собственной жизни. Казаков – видео с музыкальными опусами со своим сыном. Застрожный – виды Пензы, у него, как человека искусства, получается найти невероятно красивые ракурсы. Под постами – море лайков от представительниц прекрасного пола.
«Для меня возможность вести соцсети – «открытое окно», через которое я могу пообщаться с посетителями картинной галереи, с людьми, которые могут связаться со мной только по Интернету. Могут хвалить, могут критиковать, могут просто выразить мнение. Для любого руководителя важно иметь такую обратную связь. Это помогает в работе», – уверен директор Пензенской картинной галереи Кирилл Застрожный.
«Насколько я могу судить, для того, чтобы узнать какую-то информацию, чаще всего обращаются в Телеграм, нежели во «ВКонтакте». Несмотря на то, что сейчас «ВК» активно рекламируется, его возможности как соцсети расширяются, Телеграм в этом плане более популярен и удобен», – сказал президент Ассоциации разработчиков программного обеспечения Пензенской области Максим Семёнкин.