В этом году в Пензе на концерте, посвященном восьмилетию присоединения Крыма, выступал звезда российский оперы Олег Диденко. Его глубокий бас хорошо знаком, в первую очередь, благодаря песням военных лет, с которыми его часто приглашают на ТВ-концерты. Кроме того, Диденко знают как одного из лучших исполнителей православных песнопений.
За границей же он больше известен как оперный певец. О литургии перед смертниками, о том, почему на ТВ отказались показывать концерт детей-инвалидов, и об отказе общаться с западными коллегами он рассказал «АиФ»-Пенза».
От Уитни Хьюстон до литургии
Ирина Акишина, «АиФ»-Пенза»: Олег Алексеевич, вы рассказывали, что в юности вам нравилась эстрада, Уитни Хьюстон. А сейчас вы выступаете в опере, поёте в церкви. Что за странный поворот судьбы? Как вы оказались в храме?
Олег Диденко: Нам в рамках профобразования преподавали литургику и основы регентской подготовки. Преподавал молодой, активный и прогрессивный протоиерей Сергий Киселёв, ныне выдающийся священник РПЦ! Он привлёк к храму через пение. Он крестил меня, так как я почувствовал, что мир не ограничивается диалектическим материализмом, и созрел к этому шагу. А там, в храме, получив благословение на апостол и подражая великим протодьяконам, обнаружил сольный голос. А Уитни Хьюстон, Майкл Джексон и Мэрайя Кери мне до сих пор нравятся! И не только они! Всё, что можно считать искусством, пускай и популярным, должно нравиться!
- Что заставило креститься в 18 лет? Что заставило поверить в бога?
- Это слишком личный вопрос. Могу сказать только, что чудес и знаков было достаточно, чтоб не сметь их игнорировать.
- Вы управляли патриаршим хором без опыта церковной жизни. Такое вообще допускается или вам сделали поблажку? Было очень трудно?
- Я управлял хором Патриаршего подворья усадьбы Свиблово. Опыт церковной и приходской жизни начался с момента крещения, прежде всего по выходным, ну и в пост чаще. Одновременно была возможность набираться знаний в процессе церковного пения и дирижирования церковным хором. Нас воспитывали жёстко, как и подобает делать в отношении 17-летних подростков. Но несправедливости не было. Никогда. Трудности были, но не запредельные.
- Вы пели на богослужении в Бутырской тюрьме перед заключёнными, осуждёнными к высшей мере. Вас слушали? Какое впечатление осталось от этого выступления? И зачем вы туда поехали?
- Я пел в квартете на литургии, и это была служба в коридоре блока смертников, куда принесли всё необходимое для богослужения. Дело-то важное и для них и для меня лично. Заключённых причащали и потом дали, соблюдая дистанцию, переговорить. Один из заключённых говорил со мной через окошко и подбадривал меня, когда я смотрел на него с печальным лицом.
Как будто с ангелами пообщался
- У каждого история, почему люди уходят в благотворительность. Почему ушли вы?
- Не могу сказать, что ушёл туда, но стараюсь уделять этому время. Никогда не отказываюсь. Помогаю по организации в тех областях, где наиболее компетентен или опытен. Началось, пожалуй, с фонда «Мир искусства», с которым сотрудничало моё учебное заведение. Потом с ветеранами и сотрудниками силовых структур - концерты и акции «Патриотический десант». Брат привлекает к грандиозному проекту «Белый пароход», который возглавляет. Нужно служить Родине, сохраняя и пропагандируя её ценности, передавая их новому поколению вопреки разрушительным медийным потокам.
- Известный иллюзионист признавался, что больше всего боялся выступать перед детьми. Потому что они сразу чувствовали, где обман, и разгадывали фокус. Вы много выступаете перед дошкольниками и подростками, вместе с ними. Причём, речь нередко идет о детях-инвалидах. Легко ли вам даются такие выступления?
- Выступать перед детьми мне легко. Пел военные песни для детишек с синдромом Дауна - встречают, аплодируют, подпевают, обнимаются, фотографируются. Чувство радости и позитива! Они отдают больше, чем забирают. Нет тоски, жалости, а радость совместная незабываемая. Как будто с ангелами пообщался!
- А вы можете быть строгим с детьми-инвалидами? Например, если у них что-то не получается, когда вы готовитесь к гала-концерту?
- Меня учили не играть с детьми в бирюльки, а общаться на равных. А по строгости - это к брату. Он готовит программы. Я занимаюсь другими вопросами, не очень творческими, но тоже нужными. Дети репетируют на равных. Поблажек в творческом плане нет и не может быть! Иначе всё смысл теряет.
- Церковь считает, что не нужно роптать на смерть, даже если речь идет о потере близкого человека. Вы с этой истиной согласны? Дети-инвалиды, с которыми вы работали, умирали. Разве можно смириться с этим?
- Нужно двигаться дальше! Хотим или нет, а смириться придётся... Или кричать Богу: «Отдай обратно!» Cами понимаете, куда это приведёт. Мы ведь часто себя жалеем в связи с утратой близкого, вместо того, чтоб 40 дней сосредоточенно помолиться, а уж потом погружаться в скорбь. А насколько это продуктивно - роптать? Вместо помощи усопшему - разрушать себя. Поэтому надо стараться помнить человека, рассказать о нём, сохранить и приумножить его плоды. И тем - обессмертить в человеческой истории. А то, что тяжелее такой потери на свете нет - это понятно! И слёзы, и горе, но...
- Вы участвуете во многих благотворительных акциях, в том числе и в качестве организатора. Были ли случаи, когда вы по каким-то причинам не разрешали участвовать в них людям, потому что, по вашему мнению, они делали это неискренне, рассчитывая на какие-то бонусы для себя?
- Такие случаи были в работе. В зоне моей ответственности я не допускал людей, мотивированных только финансово. А в благотворительности в основном люди участвуют от души и не отказываются. Даже если предварительно говорят «нет», всё равно потом находят возможность принять участие. Эту часть русской души ещё перековать не успели - жару не хватило!
Когда разговаривать контрпродуктивно
- Вам что-то сейчас нравится из современной эстрады, как русской, так и зарубежной? Слушаете ли рэп? Может быть, с кем-то из современных исполнителей хотели бы спеть?
- Из русской, нравятся, пожалуй, Пелагея и немного Гарик Сукачёв. Из зарубежной – Агилера. Рэп – нет, не в моем вкусе. А спеть можно с Селин Дион, ну или опять же с Гариком.
- Наши оперные певцы собирают полные залы, выступая за границей, а вот эстрадным исполнителям, представителям различных ультрасовременных направлений в музыке не удаётся завоевать такую популярность. Почему? Чего им не хватает? Или просто тот же рэп на русском языке не звучит?
- Не важно, кто и что поёт, важно, какими механизмами это впихивается публике. Когда запросили у ВГТРК трансляцию концерта «Детство и война» с фестиваля «Белый пароход», ответ был таков: «Нет, мы ЭТО показывать не будем!» (посмотрите в интернете, что за концерт!). День рождения жиголо Тарзана анонсировался НТВ за полгода! Карантин не дал этому «событию» состояться. А Пласидо Доминго, Роналдо Виллазон и Анна Нетребко (на её же юбилее) стояли на бэк-вокале у Киркорова…, и данный факт – не знаю, понимают ли это – есть гвоздь в крышке гроба классической культуры, глумление, катастрофа!
- Ваши мировые гастроли были расписаны на несколько месяцев вперед. Теперь, после событий на Украине, концерты сорвались. Как вы общаетесь с коллегами из других стран?
- Сейчас не общаюсь. Контрпродуктивно! Скоро сами всё поймут, потом поговорим.
- У вас отец – украинец. Общаетесь ли вы с родственниками в Украине, может быть, чем-то помогаете?
- Общаюсь и помогаю.