Пензенский «Кукольный дом» в очередной раз порадовал своих поклонников и всех, кто ценит и любит искусство - привез в Пензу пятую по счету «Золотую маску». На этот раз престижной театральной премии был удостоен спектакль «Попугай и веники», взявший награду в номинации «Куклы/Работа режиссера».
Для художественного руководителя «Кукольного дома» и его бессменного режиссера Владимира Бирюкова это не только высочайшее признание профессионализма всего коллектива, но и повод напомнить чиновникам о данном давным-давно обещании.
В чем неудобства?
- Владимир Иванович, какие дивиденды дает «Золотая маска»?
- В других городах - вполне серьезные. После победы пермских актеров, сразу был отремонтирован местный театр. Челябинских артистов, взявших «маску», встречали с оркестром. А в Пензе это событие осталось незамеченным. Но мы звездной болезнью не страдаем, нас бы вполне устроило, если бы, наконец, театр получил новое здание. В народе говорят: «Обещанного три года ждут». Мы 28 лет ждали, когда дом, в котором мы существуем, адаптируют под нормальный театр (а лучше - построят новый), и все еще продолжаем ждать, но, уже особо не надеясь на положительный финал.
- А почему вообще «Кукольный дом» переехал с улицы Московской?
- Здание, в котором размещался театр, было аварийным. Когда обвалилось одно его крыло, стало ясно, что оставаться здесь опасно для жизни. Труппу поставили перед фактом - нужно быстро съехать, причем - в никуда. Театр не работал три месяца. Все это время я сам искал подходящее здание, обивал пороги кабинетов и даже ездил по ангарам и заброшенным стройкам. Можно сказать, взял измором чиновников, и они предложили мне разместить театр в здании, в котором раньше был конференц-зал, рассчитанный на 400 посадочных мест. Делать было нечего, мы согласились, но с условием, что нам сделают большую сцену. Не сделали. А в доме, в котором когда-то размещался театр, через год после нашего переезда открыли торговый центр.
- Чем же вас не устраивает нынешнее здание?
- Ничем. Оно не подходит под театр по техническим параметрам. Ситуация не изменится, даже если построят большую сцену, потому что не появится складских помещений, мастерских, новых гримерных, просторного фойе, в котором можно проводить елки, современных туалетов. Я уже не говорю о доступной среде, которая сейчас абсолютна недоступна. Сейчас мы на руках доносим инвалидов до зрительного зала, а коляски ставим в дверном проходе, потому что иначе они станут частью декорации! Это же абсурд!
Еще один момент - у театра должно быть удобное месторасположение. Чтобы добраться к нам, мамы с детьми должны преодолеть подъем в гору. Во время дождя они успевают вымокнуть, а после снегопада вообще бредут по проезжей части, потому что тротуары никто от снега быстро не чистит. Но об этом почему-то никто не думает.
Почему нет реакции?
- Как родилась идея ставить взрослые спектакли?
- Для нормального кукольного театра это обычное дело. Мы давно собирались ставить серьезные спектакли, но нас сдерживала маленькая сцена и крохотный зрительный зал. Но несколько лет назад, поняв, что время уходит и труппа начинает стареть, мы с актерами решили все-таки осуществить наши мечты и поставить взрослый спектакль. Чтобы не разочаровать зрителя, нужно было правильно выбрать пьесу. Мы остановились на Мольере и, к счастью, не ошиблись: зрителю понравилась легкая комедия с незатейливым сюжетом.
Вообще, Пенза для меня в этом смысле удивительна. Когда я учился в Ленинграде, вся профессура не уставала нам внушать, что студент учится не только в институте, но и за его пределами: мы обязаны были ходить на спектакли самых разных театров. Здесь же студенчество настолько «уникально» и «талантливо», что не считает нужным знакомиться с работами профессионалов.
Но время все расставляет по местам. Вскоре спектакль «Убить Кароля» взял две «Золотые маски» и с тех пор интерес к нему не угасает.
- А чиновники ходят на ваши спектакли?
- Крайне редко. А зачем? Это же не столичная антреприза с разрекламированными, но не всегда хорошими актерами. Но мы по этому поводу не комплексуем, потому для привлечения зрительского интереса труппа сделала столько, сколько не сделали все вместе взятые чиновники. Театр берет престижные премии и уже давно известен не только в России, но и в Европе. Мы развивались и надеялись, что чиновники когда-нибудь все-таки обратят на нас внимание. Не дождались. Да это и понятно: на кукольном театре политические дивиденды не заработаешь.
Сколько в театре актеров?
- Два года назад вы стали художественным руководителем Ульяновского театра кукол им. Леонтьевой и с тех пор живете на два города. Есть разница между нашими театрами?
- Колоссальная! В труппе ульяновского кукольного 23 артиста. И еще толпы желающих приходят на кастинг. А все потому, что зарплата там значительно выше, чем у нас. Плюс хорошая сцена (во всяком случае, по сравнению с нашим театром, это просто МХАТ). Неудивительно, что в пензенский кукольный очередь из желающих служить искусству не выстраивается. И это тоже проблема, потому что труппу нужно омолаживать. Года полтора назад я ездил по театральным вуза и училищам страны, пытаясь найти актеров, но все, что мог предложить - это 12 тысяч в месяц и койко-место в общежитии. Разумеется, никто не согласился. Сейчас заработная плата постепенно повышается, но все равно пока не дотягивает до желаемого уровня.
- Семь. У них огромная нагрузка и пропустить спектакль они могут, разве что угодив на больничную койку с приступом аппендицита. Конечно, хочется увеличить труппу хот бы до десяти актеров, но пока это невозможно. Во-первых, не позволяет финансовое положение театра. Во-вторых, больше четырех человек на нашей сцене - уже толпа. Маленькая сцена ограничивает нас и в выборе драматургии. Мы не можем ставить пьесы с большим количеством актеров.
- Вам когда-нибудь приходилось сталкиваться с цензурой?
- Только с финансовой. Театр многого не может. Например, мы не имеем возможности приглашать хороших режиссеров и художников. Тех же Евгения Ибрагимова и Бориса Константинова. Они «стоят» сотни тысяч. Ибрагимов сейчас ставит детский спектакль в Губернском театре Сергея Берзуквова. Понятно, что Безруков может позволить себе такого режиссера, но и многие провинциальные театры могут. Тот же ульяновский кукольный имеет возможность приглашать до четырех режиссеров в год. В том числе и выдающихся. Мы - нет.
В пензенском «Кукольном доме» на протяжении 29 лет спектакли ставит один режиссер - я. Это очень плохо, потому что вариться в собственном соку нельзя.
- Нет желания махнуть на все рукой и перебраться в тот же Ульяновск?
- Нет. Как бы это пафосно не звучало, меня держит любовь. К семье, друзьям и актерам. Не могу сказать, что я сильно влюблен в город - он серый и неухоженный, но я люблю живущих в нем людей. И понимаю, что если уеду - все в театре рухнет. Это не мания величия, а реальность. Думаете, легко махнуть рукой на дело, которому отдал 29 лет своей жизни?!