И сказочница, и рукодельница
В селе Поим Белинского района, в доме, где жила сказочница Александра Анисимова работает музей. В экспозиции – фотографии из семейного архива, письма ее дара, книги, скатерти, вышитые гладь. Вот, пожалуй, и все, что осталось от личных вещей. Да и времени прошло немало – в следующем году со дня рождения знаменитой рассказчицы исполнится 125 лет.
«Анисимова прожила в Поиме 15 лет, и здесь к ее памяти до сих относятся трепетно, - рассказывает хранитель фондов музея, научный сотрудник Наталья Иванчина. - Сама она из Казанской губернии. В 1891 году родилась в семье агронома. Отец в поисках заработков переезжал из села в село, за ним и его семья».
Жизнь Александры Анисимовой простой не назовешь. Первый брак не сложился. В 1915-ом заболели и умерли двое их маленьких детей. Александра Петровна слегла, ей становилось всё хуже, изводили и постоянные ссоры с мужем.
А в 1918 она вновь вышла замуж, оставив, тем не менее, себе фамилию от первого брака. Нового мужа, токаря, вскоре записали в Красную армию и отправили на Восточный фронт. У Александры Петровны родилась дочь, и она уехала в село Сурское, где жили родители мужа. В конце 1920 года и он вернулся с войны и занялся крестьянским хозяйством.
А Александре Петровне предложили журналистскую работу, к которой у неё обнаруживались склонности. С 1924 она трудилась репортёром областной газеты «Пролетарский путь», затем перешла в крестьянскую «Красную жатву». Работала в Ульяновске, затем жила и работала в Каменке и Башмаково – и только потом, в 1938 году, перебралась в Поим, где ей предложили работу в газете «Сталинское знамя».
В своем доме известная сказочница любила вечерами собирать местную детвору, рассказывая им сказки. Но взамен просила, чтобы они приносили ей хрусталики – битые стекляшки. Из них она делала декоративные украшения, которые назывались просто глинками. В музее они сохранились до сих пор.
«А зимними вечерами к ней еще приходили женщины и занимались рукоделием, - продолжает Наталья Вячеславовна. – Ее дочь передала нам вышитые ею скатерти. Внучка же поделилась рукописями, предметами обихода. Возможно, вы удивитесь, но Александра Петровна еще занималась ткачеством, делала гончарные изделия и писала картины маслом».
Жила в домике-двуглазке с берёзкой в палисаднике. «Как будто клад нашла я в той избушке, - вспоминала Александра Петровна Анисимова позже о жизни в Поиме, – откуда что бралось, и как успевала я работать в редакции дотемна, ходить по воду за полкилометра, готовить еду, стирать, шить, дрова пилить и колоть, а ко всему этому еще писать. Когда я бралась за перо, я забывала обо всем на свете, и мне открывался иной мир… Пишу, что само просится и не дает мне покоя».
Книжица для солдат
В поимский период жизни Анисимовой было издано 26 книг. В 1943 году издательство Пензенской областной газеты выпустило первую книжечку сказочницы «Песни про войну».
Солдатам эта книжка пришлась по душе. В журнале «Крестьянка» опубликовали тогда письмо рядового Зайцева: «К нам в наступающую армию залетела изданная в Пензе книжка А.Анисимовой «Песни про войну». Маленькая, почти блокнотная книжка, а сколько теплоты принесла она нам! Не всякая книжка может вызвать столько чувств у бойцов. И секрет этого в том, что Александра Анисимова свои чувства, мысли, переживания, связанные с судьбою Родины, сумела выразить от всего сердца и в той форме, которая напоминает нам подвиги богатырей, воспетые в народных былинах».
Со своими «военными песнями» ездила Александра Петровна в составе бригады Всесоюзного Дома творчества выступать перед бойцами Центрального фронта. В те же годы писала сказки, которые публиковал журнал «Крестьянка».
В конце 40-х годов вышли книги «Песни и сказки», «Песни и сказки Поимского района», «Песни и сказки Пензенской области», «Народное красное слово», «Избранное». Поэтесса стала известной, а песни на ее стихи звучали по Всесоюзному радио. Что-то из творчества даже вошло в репертуар Государственного хора имени Пятницкого и Северного русского народного хора.
Александра и «Три Аннушки»
Сказки Александры Анисимовой совершенно разные по сюжету и жанрам. Описывая фантастическую историю, сказительница искусно вплетала в нее обрядовую фольклорную поэтику, оживляла рифмой и соответствующей интонацией.
Она успешно создавала новые произведения, в которых поистине не знаешь «где сказка кончается, а где быль начинается». Таковы «Две горошины», «Про деда водяного», «Талисман», «Три Аннушки», «Дедова мечта». В них действуют не герои-аллегории, а реальные люди. Сказка «Три Аннушки», к примеру, рассказывает о судьбе мастера-гончара, который вылепил куклу – молодую крестьянку Аннушку-домовицу, вложив в нее свою мечту о девичьей красоте и чистоте, о любви к труду, к жизни и о том, как эта мечта осуществлялась.
Замечательны и сказки про животных - «Заяц - белая шубка», «На шесте был дворец», «Как котенок лягушку ловил». Они написаны свободно, весело, озорно. Дети до сих пор читают их с огромным удовольствием. Анисимова обладала редким, чудесным даром сказительницы. Ее сказки поэтичны, они пленяют своим оптимизмом. Есть в них и присущая русским сказкам народная мудрость («Каждый день праздник»), и подлинный юмор («Как мужики к царю ходили»).
Александра Петровна умерла в 1969 году. Ее дом в Поиме долго пребывал в запустении, пока в 1992 году в нем ни открыли филиал местного музея.