Местная интеллигенция, а особенно театралы, на днях не на шутку переполошились. Да что там театралы! В недоумение пришли даже люди, не испытывающие особой любви к искусству.
Кого сократить?
Поводом для легкой паники послужила информация, опубликованная в нескольких федеральных СМИ. По мнению высокопоставленных чиновников (оно, кстати, звучит уже не первый раз), в России якобы много государственных театров, поэтому следует поддерживать наиболее востребованные, идя в ряде случаев на слияние отдельных коллективов. Что-то до боли знакомое, не правда ли?
В Пензе четыре профессиональных театра и несколько любительских, но не менее интересных. У драматического и кукольного – масса престижных наград и побед в международных конкурсах. Театр Доктора Допертутто самобытен, таких трупп в стране не много. ТЮЗ тоже славится своими постановками. Так кого сокращать?
«Я думаю, поводов для пессимистических настроений нет. За другие регионы поручиться не могу: может быть там и прокатится волна сокращений, а в нашем – вряд ли, - считает художественный руководитель областного театра драмы Сергей Казаков. – Пензенские театральные коллективы не похожи друг на друга, их надо развивать, а не сливать. И нужно отдать должное – поддержка на уровне правительства региона есть».
Ну а куда без поддержки? Разве может провинциальный театр (пусть даже с очень талантливыми актерами и режиссером) самостьятельно зарабатывать на жизнь? Это непосильная задача ни для маленького кукольного театра, не раз завоевывавшего престижнейшую награду – «Золотую маску», ни для солидного драматического тоже побеждающего в международных конкурсах. Последнему региональный бюджет ежегодно перечисляет деньги на зарплату коллективу и коммунальные платежи. Средства на постановку спектаклей (а по плану в год должно быть дано 8-9 премьер), театр зарабатывает сам. Чаще всего – сдавая в аренду сцену приезжим коллективам. А деньги от собственных спектаклей возвращаются в казну региона.
Идеи бьют ключом
В прозвучавшем на федеральном уровне предложении оптимизировать работу театральных трупп, было кое-что настораживающее помимо их возможного слияния.
Зато вписываются талант и желание служить сцене. В труппе пензенского драматического, например, сейчас 39 актеров. Худрук готов взять еще четверых, была бы возможность.
«К счастью, у нас нет текучки. Если кто-то и уходит, то это не связано с творчеством, - объясняет Казаков. – Меня часто спрашивают, легко ли удержать в труппе талантливых актеров. Я абсолютно убежден, что неталантливых артистов не бывает. Если человек окончил театральное училище и пошел служить Мельпомене, то он не может быть посредственностью. На курсе, на котором учился я, было 26 человек. Из них актерами стали только трое. Остальные «растворились»: кто-то уехал заграницу, кто-то удачно вышел замуж, кто-то подался в бизнес подался. Поэтому если человек все-таки стал актером, значит, он предан театру и из него можно сделать хорошего артиста».