Примерное время чтения: 5 минут
299

Искусство оптимизации. Что ждет пензенские театры

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. «АиФ-Пенза» 20/02/2019
Полина Тальникова / АиФ

Местная интеллигенция, а особенно театралы, на днях не на шутку переполошились. Да что там театралы! В недоумение пришли даже люди, не испытывающие особой любви к искусству.

Кого сократить?

«Зачем закрывать театры? Я хоть там и не бываю, но не вижу в них ничего плохого. Лучше бы бары закрыли, глядишь – молодежь бы занялась чем-нибудь полезным», - возмущалась пожилая пензячка, дозвонившись в редакцию. «Мы с женой не пропускаем ни одной премьеры! Бываем во всех театрах. Неужели какой-нибудь из них закроют?», - удивлялся еще один наш читатель.

Поводом для легкой паники послужила информация, опубликованная в нескольких федеральных СМИ. По мнению высокопоставленных чиновников (оно, кстати, звучит уже не первый раз), в России якобы много государственных театров, поэтому следует поддерживать наиболее востребованные, идя в ряде случаев на слияние отдельных коллективов. Что-то до боли знакомое, не правда ли?

В Пензе четыре профессиональных театра и несколько любительских, но не менее интересных. У драматического и кукольного – масса престижных наград и побед в международных конкурсах. Театр Доктора Допертутто самобытен, таких трупп в стране не много. ТЮЗ тоже славится своими постановками. Так кого сокращать?

«Я думаю, поводов для пессимистических настроений нет. За другие регионы поручиться не могу: может быть там и прокатится волна сокращений, а в нашем – вряд ли, - считает художественный руководитель областного театра драмы Сергей Казаков. – Пензенские театральные коллективы не похожи друг на друга, их надо развивать, а не сливать. И нужно отдать должное – поддержка на уровне правительства региона есть».

Ну а куда без поддержки? Разве может провинциальный театр (пусть даже с очень талантливыми актерами и режиссером) самостьятельно зарабатывать на жизнь? Это непосильная задача ни для маленького кукольного театра, не раз  завоевывавшего престижнейшую награду – «Золотую маску», ни для солидного драматического тоже побеждающего в международных конкурсах. Последнему региональный бюджет ежегодно перечисляет деньги на зарплату коллективу и коммунальные платежи. Средства на постановку спектаклей (а по плану в год должно быть дано 8-9 премьер), театр зарабатывает сам. Чаще всего – сдавая в аренду сцену приезжим коллективам. А деньги от собственных спектаклей возвращаются в казну региона.

Мнение
«Как сказал классик – рукописи не горят. Вот и искусство никогда не исчезнет. Его нельзя закрыть – оно обязательно «пробьёт» себе дорогу, - считает театрал Иван Крофт. – На мой взгляд, театр – это лучшее из искусств. Интерес к нему не уменьшается даже не смотря на то, что сейчас в интернете можно найти практически любой спектакль или кинофильм. Но люди всё равно идут в театр, чтобы насладиться живой игрой».

Идеи бьют ключом

В прозвучавшем на федеральном уровне предложении оптимизировать работу театральных трупп, было кое-что настораживающее помимо их возможного слияния.

«Вдруг у кого-то хватило фантазии предложить продавать в театре... книги. Извините, так можно дойти и до секонд хенда, - рассуждает Сергей Казаков. - Никогда такого не было, чтобы в театре продавали литературу (пусть даже хорошую). Единственное, что там всегда можно было купить – цветы и легкий перекус в буфете. Основная составляющая храма Мельпомены должна оставаться неизменной – это гардероб (еще Станиславский говорил, что театр начинается с вешалки), буфет и цветы. Пришел в театр, разделся, посмотрел первый акт, выпил кофейку, купил цветы, посмотрел второй акт, подарил букет актерам. Все логично и понятно. Ни книги, ни что-то другое в этот процесс не вписываются».

Зато вписываются талант и желание служить сцене. В труппе пензенского драматического, например, сейчас 39 актеров. Худрук готов взять еще четверых, была бы возможность.

«К счастью, у нас нет текучки. Если кто-то и уходит, то это не связано с творчеством, - объясняет Казаков. – Меня часто спрашивают, легко ли удержать в труппе талантливых актеров. Я абсолютно убежден, что неталантливых артистов не бывает. Если человек окончил театральное училище и пошел служить Мельпомене, то он не может быть посредственностью. На курсе, на котором учился я, было 26 человек. Из них актерами стали только трое. Остальные «растворились»: кто-то уехал заграницу, кто-то удачно вышел замуж, кто-то подался в бизнес подался. Поэтому если человек все-таки стал актером, значит, он предан театру и из него можно сделать хорошего артиста».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах