Министр на каблуках. Евгения Бочкарева об Олимпиаде, «посадках» и чемпионах

Евгения Бочкарева / Из личного архива

Тема спорта на ближайшие две недели стала главной для всех СМИ в мире. В дни, когда идет Олимпиада, и не может быть по-другому. Но в Пензенской области после нескольких коррупционных скандалов, ареста министра из-за подозрения во взятке уделялось особое внимание этой сфере. Как сейчас работает ведомство, кто будет растить новых чемпионов, рассказала новая глава регионального минспорта Евгения Бочкарева.

   
   

Досье
Евгения Бочкарева. Бронзовый призер в групповых упражнениях по художественной гимнастике Летних Олимпийских игр в 1996 году. Заслуженный мастер спорта РФ. Награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Занимала должность президента Федерации эстетической гимнастики Пензенской области, главного тренера сборной команды региона по художественной и эстетической гимнастике. Подготовила 27 мастеров спорта.

Когда меняют кадры

Ирина Акишина, «АиФ-Пенза»: Евгения Александровна, ваше назначение на пост министра для многих стало неожиданностью. Долго ли вы размышляли над этим предложением?

Евгения Бочкарева: Недолго. Как только узнала, что губернатор оказывает мне доверие и предлагает пост главы министерства, приняла решение занять его. Нет, я не боюсь ответственности. Самое страшное для меня – не сделать то, что могла бы. Я в спорте всю жизнь, я люблю дело, которым занимаюсь, самое время проявить себя в новом статусе.

- Вы давно трудитесь в сфере спорта, и, казалось бы, должны знать все, что там происходит. Но не пришлось ли вам, когда вы стали министром, столкнуться с сюрпризами, приятными или неприятными?

- Да, такой сюрприз - нерабочая структура министерства спорта и физической культуры. Она себя изжила. Поэтому мы сейчас идем к тому, чтобы менять частично структуру, кадры министерства. Этот процесс долгий и ответственный.

- Со стороны создается ощущение, что в вашем ведомстве большая проблема с кадрами. Руководителями большинства спортивных учреждений являются пенсионеры или граждане предпенсионного возраста, и смена им как будто не готовилась. Всех амбициозных и талантливых словно убирали…

   
   

- Да, пришло время обновления. Я подбираю для эффективной работы грамотных специалистов.  У нас такие есть, и их немало. Мы уже обратили внимание на многих, будем  давать шанс проявлять себя. Кадровые изменения будут продолжаться.

- Ваше ведомство в прошлом году потрясал один скандал за другим. Сейчас правоохранительные органы своими проверками не мешают вам работать?

- Проверки проходят, не только здесь, в министерстве, но и во всей спортивной отрасли региона. Но моей работе они не мешают. Да, «посадки» могут продолжиться, но это решать не нам.

- Вам комфортно работать в новом составе правительства?

- Да, правительство сформировано из профессионалов, сделана ставка на молодых и перспективных, то, что они из других регионов, не мешает.  Создана правильная рабочая атмосфера.

В погоне за медалями

- Сейчас в разгаре Олимпийские игры. От Пензы на них поехал только конькобежец Денис Айрапетян, ещё мы считаем своими воспитанников пензенского хоккея Антона Слепышева и Сергея Андронова. Почему так мало?

- С 1962 года Пензенская область насчитывает более пяти десятков спортсменов, принявших участие в Олимпийских играх, для нашего региона это неплохой показатель. Конечно, всегда есть к чему стремиться. Мы видим, что люди утекают из региона: они не нашли поддержки, материально-технической базы, чтобы дальше двигаться. Взять, к примеру, тот же BMX-спорт, там серьезные проблемы, связанные с этим. Мы будем работать над тем, чтобы спортсмены, тренеры, которые представляют спорт высших достижений, оставались здесь,  а если уезжали, то возвращались обратно.

- Как вы относитесь к параллельным зачетам? Не вредят они нашему спорту?

- Думаю, нет. Если детки вырастают до 14 лет и уезжают, как у нас, в сборную России по гимнастике, это хороший показатель, они начнут выступать за регион в параллельном зачете. Это нормальная спортивная схема, один тренер не может вести спортсмена с набора и до Олимпиады. Мы ведь так же привлекаем к себе ребят из других областей в таких видах как гимнастика, прыжки в воду. Спортсмен имеет право выступать сразу за два региона. Но не должно быть перекоса. Один-два атлета могут быть в параллельнике, но в основном надо растить своих.

- В прошлом году ходили разговоры, что у нас будут закрывать профессиональные команды…

- Закрывать точно ничего не будем, станем только открывать. И искать финансирование, доказывать руководству области, что необходимы дополнительные средства, например, на открытие тех же волейбольных команд. Работать будем не на ликвидацию, а на развитие. Наша задача - не экономить, а искать средства.

Секрет победы

- Вы думали когда-нибудь о том, что станете министром?

- Я никогда не мечтала стать министром. Я хотела на Олимпиаду. В сборной я была младше всех. Мне сказали: ты сможешь поехать  и на следующие Олимпийские игры, а другие девочки из-за возраста уже на них не попадут. Поэтому в команде я значилась на правах первой запасной. Получилось так, что за месяц до соревнований одна из девочек сломала руку, и меня поставили в основной состав. Так я и завоевала медаль. Мне предлагали тогда выступать за Волгоград, где мы тренировались, но я приняла решение биться за Пензу, за родную область, и никогда этому не изменяла. После Олимпиады, когда мне было 20 лет, меня звали работать по контракту в США, в Европе. Но я понимала, что при той системе, которая действует за границей, я не смогу добиться тех результатов, которых от меня ждут. Лучше нашей спортивной системы нет ни в одной стране мира. Я всегда возвращаюсь домой и работаю здесь.

- Не жалеете, что из-за занятий гимнастикой чего-то недополучили в своем детстве? Стоит ли детям идти на подобные жертвы ради медали, пусть даже олимпийской?

- Если бы меня спросили, что бы я хотела поменять в своей жизни, я бы ответила: ничего. Но свою старшую дочку хотела оградить  от трудностей. У нее задатки сразу были видны: она высокая, пластичная, но я не хотела, чтобы она прошла через то же, что и я. Она у меня занималась в музыкальной школе, закончила ее. Когда мы стали открывать школу эстетической гимнастики, дочка начала меня о ней расспрашивать. Я ей говорю: тебе туда поздно, тебе 12 лет, а в гимнастику надо приходить в 6-7 лет. Но она стояла на своём: хочу попробовать. Я смирилась, но предупредила: у меня куча детей, отвлекаться некогда. Если хочешь заниматься, вставай в группу и учись. И она сама научилась, без базы, на желании. Через 1,5 года поехала на соревнования в Москву, там двух наших девочек забрали в сборную, и ее в том числе.

- Не жалеет, что уехала из дома?

- Нет, даже не скучает. Я ей говорю: захочешь вернуться, мы тебя всегда ждем. Не захочешь – вперед, в добрый путь. Детей надо поддерживать, направлять, но не управлять ими. Иначе получаются беспомощные взрослые, не способные принимать решения, не нашедшие себя в жизни.

- Вторую дочку меньше опекаете?

- Я детей не опекаю, я их люблю. У меня младшая дочка захотела идти в фигурное катание. Другая бы мама сказала, нет, иди в гимнастику. А я согласилась, мы пошли на каток. В школе эстетической гимнастики есть мамы и папы, которые водят своих детей насильно. Для ребенка это стресс.  У меня есть предрасположенность и мне было не больно, когда меня тянули. А у других детей заложены другие физиологические возможности. Их хоть тяни, хоть не тяни, - бесполезно, эффекта нет, но юному спортсмену больно. Мы всегда говорим: ребенка возьмем, но рекомендуем отдать, например, в легкую атлетику, потому что у него очень хорошие скоростные качества. А родители не слушают.  В итоге, когда дети дорастают до 10-15 лет, начинаются конфликты в семье. Многие вовсе не хотят спортом заниматься, кто-то интересуется компьютерными программами,  кто-то - с детства животных лечит. Это нормально. Все не могут быть спортсменами.

- Но считается, если родитель не настоит, то и не будет чемпиона…

- Можно настоять в более серьезном возрасте. У меня был такой момент. Мне нравилось заниматься, но когда стало особенно тяжело, я начала прогуливать тренировки.  Мама, когда узнала, сказала:  ты прозанималась 6 лет, что же ты на этом этапе сдаешься? Я вернулась к занятиям.

У нас очень талантливые дети. Родители должны распознать этот талант. А наша задача - развивать его, мотивировать детей стипендиями, премиями, предоставлять материально-техническую базу. Вот это секрет победы.

Блиц-опрос

- У вас вся обувь на каблуках, вы весь день на них бегаете. Ноги не устают?

- Нет, мы привыкли в гимнастике на носочках бегать.

- У вас в Инстаграме 5 тысяч подписчиков. Не чувствуете себя звездой соцсетей?

- Я не очень люблю соцсети, не люблю рекламировать себя, веду скромный образ жизни. Когда стала министром, с трудом принимала решение открыть свою страницу. Но моя дочь была в восторге: мама, у тебя за один вечер столько сразу подписчиков прибавилось!

- У вас остались подарки после Олимпиады?

- Да, большую часть уже отдала в музей спорта, все, что связано с Олимпийскими играми, даже форму. Автомобили нам за победу в 1996 году не дарили. Но мы получили квартиры, мне выдали на ГПЗ, я ее продала, жить там не стала. Это правильно, что спортсменов так премируют.

- Вы прекрасно выглядите, поделитесь секретом красоты.

- Диеты у меня никакой нет, когда тренером работала, порой забывала даже о том, что нужно поесть. В школе сама показывала детям упражнения, сейчас, к сожалению, нет времени на спорт. Я участвую в лыжных гонках, забегах, но это не регулярные занятия. Главное, я всегда была с детьми, всегда позитивно настроена.