«Всевидящее око» ЕГЭ. О наблюдателях, списывании в туалетах и «глушилках»

pixabay.com / pixabay.com

Пора ЕГЭ в Пензенской области закончилась. Как следят за объективностью на госэкзаменах, помогают ли
педагоги при их сдаче, и о детях в «кутузке» читателям «АиФ-Пенза» рассказал начальник управления по надзору и контролю в сфере образования регионального министерства образования Алексей Федосеев.

   
   

Досье
Алексей Анатольевич Федосеев. По образованию инженер, в 1998 году закончил ПГУ. После получения диплома работал в Научно-исследовательском институте физических измерений. В 2003 году защитил диссертацию. Занимал административные должности в вузах, которые сейчас называются ПензГТУ и ПГУАС. Возглавляет Управление по надзору и контролю в сфере образования с 2009 года - с самого начала его создания. Главным достижением в жизни считает рождение четверых детей.

Об охранниках и помощи педагогов

Игорь Польских, «АиФ-Пенза»: Алексей Анатольевич, сколько школьников в этом году было удалено со сдачи Единого Государственного экзамена?

Алексей Федосеев: В текущем году таких случаев было семь. То есть аннулировано семь результатов. Из них четыре - в самой Пензе, по одному - в Никольске, в Заречном и в Городище. В пяти случаях причиной стало наличие шпаргалок. Двух школьников уличили в применении технических средств. Для сравнения, в 2019 году таких детей было удалено 28. То есть однозначно можно сказать, что школьники стали честнее по отношению к сдаче ЕГЭ.

- Значит, причина только в честности?

- В первую очередь, да, но, вместе с этим, дала эффект очень большая профилактическая работа,
проведенная министерством в последние годы, которая позволила сократить количество желающих списать до одной сотой процента от общего количества школьников, сдающих ЕГЭ.

 - Сыграла ли роль в этом усиленная система контроля и наблюдения во время экзаменов?

   
   

 - Да, после большого количества недобросовестных школьников в позапрошлом году нами были приняты
дополнительные меры. В течение двух лет в каждом из 30 муниципалитетов области были неоднократно проведены специализированные методические семинары. На них мы приглашали абсолютно всех педагогов конкретного района и детально разбирали все обстоятельства, которые приводят к таким не очень хорошим результатам.

 - То есть учили педагогов как не допустить нарушения при сдаче ЕГЭ и как их выявлять?

 - Детально разбирался каждый подобный случай. Педагоги и наблюдатели должны знать, как понять, что школьник нарушает порядок ЕГЭ. Кроме этого, в открытом доступе в сети Интернет размещены видеоматериалы, рассказывающие о том, как именно выглядит школьник во время сдачи ЕГЭ, который поставил перед собой задачу списать. Никаких особенных секретов в этом нет. Ситуацию можно сравнить с человеком, находящимся в магазине. Если он пришел с честными намерениями, то не станет выискивать глазами камеры наблюдения и присматриваться к охранникам. Здесь все по этой аналогии. Также разъяснялись последствия. Если участнику ЕГЭ исполнилось 16 лет, то за нарушение порядка проведения экзамена его могут привлечь к административной ответственности.

 - Почему подобные семинары не проводятся с детьми, а только с педагогами? Не связано ли это с тем, что разъяснения последствий списывания для учителей также актуально?

 - С детьми такие мероприятия тоже проводятся. Если вы намекаете на помощь педагогов школьникам при сдаче ЕГЭ, то в Пензенской области таких случаев за последние годы зафиксировано не было.

 - А раньше?

 - Честно говоря, не очень хочется об этом говорить. Дело в том, что запрет на пронос в пункт сдачи экзаменов телефонов и других электронных средств распространяется и на учителей. Был случай, когда педагога заметили в экзаменационном помещении с телефоном. Может быть, конечно, что это произошло случайно, но факта нарушения это не отменяет.

О шпаргалках и Иване Урганте

 - Сейчас, наверное, уже не педагоги следят за детьми во время сдачи ЕГЭ, а специально обученные люди?

 - Нет, в аудиториях присутствуют обычные педагоги и организаторы. Но, конечно, они перед этим проходят инструктаж и обучение. Хотя есть и специально обученные люди. Они наблюдают за экзаменом онлайн, через камеры.

 - Два года назад на всю страну прогремел случай, произошедший в школе № 226 в Заречном: там во время экзаменов в туалете оказались снятыми двери. Иван Ургант посвятил этой истории песню в своем шоу. А на самом деле можно ли списать, выйдя, например, в туалет?

 - Теоретически, наверное, это допустить можно. Шпаргалки на бумаге, придуманные век назад, до сих пор являются универсальным средством списывания. В таких помещениях наблюдать за ребенком никто не вправе. Вместе с тем, в случае долгого отсутствия ребенка в экзаменационной аудитории, что может быть связано, в том числе, с состоянием его здоровья, организатор может выразить соответствующую обеспокоенность. В любом случае, нарушение общечеловеческих этических норм абсолютно недопустимо. Подобные ситуации мы также проговариваем при подготовке к процедуре ЕГЭ.

 - Не прячут ли дети телефоны в сливных бачках?

 - Из пункта сдачи ЕГЭ позвонить по мобильному телефону затруднительно. Уже несколько лет каждый из них на время проведения экзаменов оснащается специальным оборудованием - так называемыми «глушилками». 

 - У нарушителя есть перспектива посидеть в «кутузке» на «сутках»?

 - «Посидеть», конечно, нет. В большинстве случаев дело ограничивается штрафом в три тысячи рублей. Но
сама процедура приглашения в суд или на заседание комиссии по делам несовершеннолетних неприятна.

О страхе и мотивации

 - Есть ли у школьников страх перед ЕГЭ?

 - Второй год подряд около 60% школьников Пензенской области после девятого класса идут получать среднее профессиональное образование в техникумы и колледжи. Но вряд ли это связано именно со страхом перед ЕГЭ. Скорее всего - с желанием как можно скорее получить профессию, чтобы начать зарабатывать себе на жизнь. Причем, многие из девятиклассников уходят в колледжи, имея отличные оценки в аттестате за 9-й класс, которые позволяют им смело идти в 10-й. Все школьники сейчас понимают, что ЕГЭ - это не только оценка полученных знаний за период обучения в школе, а, в первую очередь, вступительный экзамен в ВУЗ. Поэтому те, кто чувствует себя готовым к продолжению обучения в ВУЗе непосредственно после школы, с высокой мотивацией обучаются в 10-11 классах и готовятся к честной сдаче ЕГЭ. Многие ребята после техникума или колледжа также продолжают обучение в вузе (для этого ЕГЭ сдавать необязательно) - это другая траектория получения высшего образования. Так что выбор формата обучения после девятого класса - серьезнейший вопрос для юных граждан нашей страны, о чем мы также очень подробно говорим на всех методических семинарах.

 - Многие думают, что в 10 и 11 классах школьники специальных знаний не получают, а все время занимаются подготовкой к сдаче ЕГЭ?

 - Это не совсем верное утверждение. В 10 класс идут дети более мотивированные к получению фундаментальных теоретических знаний и обучению в вузе по заранее выбранному профессиональному направлению, а это не только знания для ЕГЭ. Исходя из этого, школьные педагоги делают все, чтобы планы ребят сбылись. Но некоторые дети сдают ЕГЭ, получают аттестат и не идут в высшее учебное заведение, а выбирают техникумы и колледжи.

 - Многие сравнивают систему приемки и сдачи экзаменов с советскими временами. И не всегда сравнение в пользу современного ЕГЭ.

 - А разве в советское время на вступительном экзамене не присутствовал преподаватель ВУЗа? И, если он обнаруживал нечестное выполнение заданий, не удалял с экзамена? В этом смысле ничего не изменилось - всегда были и есть ребята, которые не очень хорошо усваивают материал и поэтому идут на хитрости.

 - Положа руку на сердце, можете ли однозначно сказать, что удалили всех, кто списывал?

 - Мы сделали все возможное, чтобы экзамены прошли объективно и на престижные специальности в ведущие вузы страны поступили действительно достойные ребята. Вместе с тем, отвечая на подобные вопросы, я вспоминаю один случай, когда после одного из экзаменов ко мне подошел школьник и сказал: «Знаете, как обидно, когда делаешь что-то честно, а у того, кто списал в итоге балл будет выше…» Он не стал называть того, кто списывал, но мне было перед ним по-настоящему стыдно. Именно защита прав таких честных ребят, искренне стремящихся получить настоящие знания и образование является для меня стимулом в повседневной работе. Надо побеждать честно!