Вернуть «Барса». Для поиска альпинистов, погибших в Гималях, собирают деньги

Solundir / Википедия

В Гималаях при восхождении на гору Дхаулагири погибло пятеро альпинистов, среди которых был пензенец Владимир Чистиков. Он был единственным в сурском крае обладателем почётного в профессиональной среде звания «Снежный барс».

   
   

С момента гибели пошли третьи сутки, однако эвакуировать тела пока так и не удается. В чём сложность? Каковы шансы, что в итоге удастся это сделать? Почему группа продолжила свой путь, несмотря на предостережение одного из альпинистов?

Не остаться в горах навсегда

Сейчас родные, близкие, друзья и коллеги погибших альпинистов делают всё возможное, чтобы их тела удалось найти и перевезти домой. Однако сделать это сложно. И с каждым часом кажется, что даже невозможно. 

«Для Лены (жена Владимира Чистикова - Корр.) сейчас самое главное – доставить тело мужа домой, – рассказала подруга погибшего Ольга Королькова. – Она одновременно общается с альпинистами-спасателями, которые сейчас в Непале, со страховой компанией и с федерацией альпинизма. Она измучена звонками и ей не до разговоров с журналистами».

«Дхаулагири. Сегодня утром сделали облёт, надеялись, что удастся снять тела ребят, но выше 6000 м облачность стоит. Ничего не получилось. Завтра запланирован ещё один вылет», – сообщили 9 октября на портале Mountain.ru.

В прошлом году Владимиру Чистикову (в центре) покорилась гора-восьмитысячник Манаслу, его поздравляли друзья и коллеги. Фото: Из личного архива Ольги Корольковой.

Вчера пензенское сообщество туристов и альпинистов запустило сбор денежных средств для проведения эвакуационных работ и помощи семьям погибших, но сегодня стало известно о том, что он сбор приостановлен и переведён в Ленинградскую область. В Пензенской региональной общественной организации - Спортивно-туристического клуба путешественников «Пенза» во «ВКонтакте» сообщили, что есть предварительная договоренность с вертолетной компанией о снятии тел. Однако эвакуация погибших с такой высоты - крайне сложная и дорогостоящая операция.

«Всё зависит от того, есть у ребят страховка или нет, – рассказал друг Владимира Чистикова горный турист Александр Кривоногов. – Насколько мне известно, она у них была до 6 октября, а ведь именно в этот день они и погибли. Аренда вертолёта стоит тысяча долларов в час. Погода с каждым днём ухудшается, начинается сезон муссонов. Если ребят не найдут в ближайшее время, они там и останутся. К тому же, скоро пойдёт снег, есть риск, что тела просто засыплет».

   
   

«Не хотели возвращаться ни с чем»

Сейчас единственный выживший из группы, Валерий Шамало, жалеет о том, что не пошёл вместе с альпинистами. Он считает, что мог бы отговорить их. 

В социальных сетях другие туристы спорят о том, мог ли кто-то из группы вытянуть остальных в тот роковой момент, когда один сорвался. Приводили примеры, когда подобное было возможно, рассуждали о роли опыта каждого из членов группы, сравнивали особенности ландшафта. К общему решению так и не пришли.

«Володя был одним из самых грамотных туристов, что я знал, лучше всех ориентировался в горах, – поделился воспоминаниями Александр Кривоногов. – Мы с ним вместе ходили в походы ещё в те времена, когда навигаторов не было, и он никогда не ошибался. Обычно в горах ориентируются по вершинам, а он мог это делать, даже если их не было видно. Думаю, ребята просто пошли на неоправданный риск: 6 октября был их последний день, им не хотелось возвращаться ни с чем. Ехали они туда по самому дешёвому тарифу: 3 тысячи долларов с человека. Платили за разрешение, ночёвку в лагерях и перелёт. Так получилось, что риск не оправдался. В нашем деле так бывает, к сожалению, часто».