Утонувшие в равнодушии. Как выживают жители неперспективного села

Полина Тальникова / АиФ

«Чтобы Липовка не разрасталась и молодежь не заводила детей, на нас проще посыпать из самолета дустом. Остальные методы не работают», - грустно шутят уставшие от борьбы с районными чиновниками сельчане. Но в каждой шутке, как известно, лишь доля шутки.

   
   

Цемент в помощь

Чаша терпения жителей села Липовка переполнилась за полторы недели до великого Дня Победы, когда они поняли, что полуразрушенный памятник погибшим фронтовикам никто не собирается приводить в порядок. Параллельно с обращением в редакцию, сельчане выложили фото памятника в соцсеть, стараясь привлечь к этому безобразию внимание общественности. И это им удалось. Уже на следующий день у обелиска стояли несколько мешков цемента и краска, а через каких-нибудь пару часов трещины и выбоины были замазаны. Но долго ли продержится этот косметический ремонт?

«Год назад, накануне 9 мая, опять же после наших просьб и увещеваний, на многострадальном обелиске заменили таблички с именами фронтовиков. Старые деревянные давно пришли в негодность. Вместо них повесили новые из тоненького ДСП. Навряд ли они долго продержатся», - переживает местная жительница Татьяна Гришина и добавляет, что этот памятник - крик души всех сельчан. На нем увековечены фамилии 210 жителей Липовки и ближайших сел, не вернувшихся с фронта.

«Нам стыдно перед нашими отцами и дедами! Они достойны лучшего, чем этот обвалившийся обелиск. Поэтому мы уже несколько лет боремся за установку нового памятника, пусть простого, без художественных излишеств, но добротного. Однако, в этой борьбе мы пока проигрываем администрации, у которой как всегда нет денег», - констатирует Татьяна Викторовна. Когда-то в этом селе жили ее родители. Выйдя на пенсию, женщина стала чаще бывать в отчем доме. Естественно, ее не может не волновать нынешнее состояние Липовки, которая когда-то была крепким зажиточным селом, а теперь превратилась в заросшую грязью глухомань, хотя и находится всего в семи километрах от Лунино.

Променад по трассе

В деревне пять улиц и около пятисот жителей. Из достопримечательностей -пара магазинов, памятник фронтовикам, полуразрушенный клуб и единственная во всем селе заасфальтированная дорога. Никакой культурной жизни. Даже выборы, говорят, проходили в медпункте.

Фото: АиФ/ Полина Тальникова

На работу сельчане ездят в Лунино и в Пензу, хотя до трассы им еще нужно постараться добраться: асфальта-то нет. «Клочок дороги, соединяющий три улицы, мы пытаемся сделать четыре года, - продолжает рассказывать о прелестях местной жизни наша собеседница. - Первые два года я писала во все инстанции. А потом сельчане махнули рукой, сбросились, купили битый кирпич и огорили 300 метров дороги». Кирпич брали с разобранной школы, которую закрыли несколько лет назад. С тех пор ребятню за знаниями возят в райцентр, а добротному в общем-то зданию так применения и не нашлось.

   
   

«Когда была школа, село не выглядело таким заброшенным, - вступает в разговор Алексей Суренков. - Школьники следили за состоянием памятника, пололи вокруг траву, а сейчас этим занимаются местные старушки, которые сами нуждаются в помощи. А о дорогах я вообще молчу. Ямы у нас такие, что никакая машина проехать не может. Я специально купил УАЗик, думал, по нашему бездорожью будет самое то. Но даже он не справляется с колдобинами и лужами. Приходится бросать машину в центре села и добираться до дома по колено в грязи. А весной и осенью, когда лужи превращаются в чавкающие болота, в них плавают утки».

Алексей живет в Липовке 14 лет и не помнит, чтобы за это время дороги хотя бы раз ремонтировались. Дело дошло до того, что местные жители, среди которых, как ни странно, немало молодежи, гуляют по трассе, находящейся за селом. А что им остается? Не сидеть же безвылазно дома! Можно, конечно, походить туда-сюда по центральной улице, но некоторым и до нее добраться непросто. Жена Алексея, например, с их пятимесячным малышом тоже редко выходит на улицу: вокруг дома непролазная грязь, катить коляску по которой невозможно.

Финансы поют романсы

На жалобы жителей чиновники все чаще разводят руками, и устало вопрошают: «А что вы хотите? Село-то не перспективное». Вот только сами липовцы никак не могут взять в толк, какая такая инстанция и на каком основании решила приклеить к ним этот ярлык? В селе есть маленькие дети (которых, кстати, становится все больше), сюда - на малую родину - возвращаются вышедшие на пенсию горожане. Да и молодежь не торопится перебираться в город. Тот же Леша Суренков, которому всего 24 года, не смотря на особенности липовской жизни, переезжать в Пензу не хочет, хотя каждый день ездит туда на работу.

«Я не люблю городскую суету, а здесь спокойно, чистый воздух, природа. У меня за домом шикарное озеро - прекрасное место для отдыха. Никакой город не сравнится с этой красотой, - объясняет молодой человек. - Да и ребенку гораздо полезнее расти на природе, чем среди бетонных коробок».

В Липовке больше тридцати ребятишек. Еще столько же приезжает на летние каникулы. Село в это время оживает, вот только играть ребятне негде: нет ни хоккейной площадки, ни детского городка. Правда, прошлой зимой губернатор поручил местным чиновникам до 1 мая поставить детскую площадку. Но пока это поручение выполнено лишь наполовину: ее привезли и сгрузили в местный клуб. Дальше дело не идет: жители, со слов чиновников, поняли, что на ее установку, как и на все остальное, тоже нет денег. «С нас собирают по 500 рублей, - рассказывает Суренков. - Сельчане призадумались: с одной стороны, ради детей мы готовы заплатить и не такие деньги. С другой - детские площадки, вроде бы, должны устанавливаться не абы как, а в соответствии с определенными нормативами. Но мы понятия не имеем, где найти компетентных в этом вопросе людей».

Кстати говоря, жители Липовки постоянно на что-нибудь сбрасываются. И постоянно о чем-нибудь просят. Года два назад им удалось выбить уличное освещение. Теперь на пять улиц в селе целых два фонаря. А сейчас родители просят, чтобы еще один фонарь появился у детской площадки, которую когда-нибудь все же установят. Но, по словам сельчан, им снова отказали за отсутствием денег. На улице Луговой живут пять бабулек - ветеранов труда. Живут в темноте и бурьяне. Чиновники пообещали установить фонарь, но дальше обещаний дело не пошло.

Словом, ситуация как в той поговорке: «Жизнь бьет ключом, да все по голове». И как направить этот ключ в нужное русло, сельчане пока не знают.

Кстати

Редакция газеты «АиФ - Пенза» отправила запрос в администрацию Болотниковского сельсовета Лунинского района. Мы будем ждать ответ вместе с жителями села, чтобы потом снова напомнить чиновникам об их прямых обязанностях.

Смотрите также: