Последний раз зритель рукоплескал Солнечному клоуну в Ростове-на-Дону, а вот первые его гастроли проходили в Пензе.
«Можно сказать, что наш город стал первой ступенькой в карьерной лестнице великого клоуна, - вспоминает бывший директор пензенского цирка Николай Жидков. – Правда, клоуном он еще тогда не был. В 1950 году, во время своих первых гастролей, Попов вышел на манеж в качестве эквилибриста на свободной проволоке. Вроде бы и номер был неплохой, но зрителя он почему-то не зацепил».
«Все мои уговоры дать гастроли в нашем городе были тщетны, - рассказывает бывший директор цирка. – Солнечный клоун категорически отказывался приезжать».
Если Олег Попов обижался, то это было всерьез и надолго. Об этой черте его характера знали все, кто имел хоть какое-то отношение к цирку. И почти все относились к обидчивости великого клоуна с пониманием, связывая ее с ранимостью души и большим талантом (художника, как говорится, каждый может обидеть). А Олег Попов был настоящим художником, мастерски прорисовывашим мельчайшие штрихи своих реприз. Один из таких номеров принес ему мировую славу и второе имя, под которым его узнала Европа, а потом и Россия.
Номер назывался «Солнце в лукошке» (или «Луч») и был невероятно трогателен. Клоун выходил к зрителям с плетеной корзинкой, в которой лежал его обед. Покушав, он укладывался на манеж и пытался заснуть. Но его послеобеденный сон постоянно прерывал солнечный лучик, затеявший с клоуном игру. В конце концов Попов собирал его руками и укладывал в лукошко, которое сразу же начинало светиться. Именно за этот номер королева Бельгии прозвала русского артиста Солнечным клоуном.
Кстати, эту же репризу работал еще один один знаменитый клоун – Юрий Никулин, на которого Олег Попов был тоже обижен. Однако Никулин не похищал номер у своего коллеги. Эта реприза была опубликована в сборнике, автором которого являлся Михаил Татарский. Да и финал номера клоуны придумали разный: Попов уносил лучик в лукошке с собой, а Никулин с Шуйдиным бросали его в зал, после чего вспыхивал яркий свет.
Впрочем, не только солнечный лучик лег черным пятном на отношениях двух гениальных артистов. «Популярность Никулина сильно возрасла после того, как он начал сниматься в кино, а ореол Попова слегка померк, - продолжает вспоминать Николай Жидков. – Олег Константинович сильно переживал по этому поводу, хотя внешне старался этого не показывать. В какой-то момент двум великим клоунам стало тесновато в одной стране».
Конфликт усугубила ситуация с юбилеем Попова. Солнечный клоун хотел отпраздновать свое 60-летие в цирке на Цветном. Но Юрий Никулин, который в то время уже был директором этого цирка, не предоставил Попову такой возможности. Дело в том, что в кассе обвалился потолок и здание было закрыто на ремонт. Но Олегу Попову этот аргумент показался странным: потолок-то обрушился в кассе, а не во всем цирке...
«Юбилей Олег Константинович отметил в новом цирке на Проспекте Вернадского. Не смотря на сложные отношения поздравить юбиляра пришли Никулин с Шуйдиным, - констатирует Николай Жидков. – Их поздравления были очень теплыми и заканчивались словами: «Будь здоров, Олег Попов!».
Смотрите также:
- Перешагнувшие черту. Как живется и доживается в Поимском пансионате →
- Под гнетом окружающего мира. Как пережить капризы погоды →
- Жизнь в движении. Что такое чир-спорт? →