Сначала руку молодой девушки, работавшей оператором тянульной машины, затянуло во вращающийся механизм. Результат – травматическая ампутация, перелом ребер и нижней челюсти. Чуть позже тяжелую травму руки получил слесарь, занимавшийся починкой оборудования. Причины те же – только у девушки во вращающийся механизм затянуло кончик перчатки, а у мужчины – край рукава.
Истоки трагедии
«На самом деле тянульная машина по-другому не работает, - рассказывает заместитель начальника Государственной инспекции труда в Пензенской области Андрей Тетюшов. – Карамельная масса загружается туда руками и потом, пройдя по ленте, попадает во вращающийся механизм. Но рабочая часть станка должна быть огорожена – как раз для того, чтобы в нее не попали пальцы или одежда работника. Здесь же этого не было. Результат – трагедия. То же самое касается и истории со слесарем».
Более того – в ходе следствия выяснилось, что злополучный станок был установлен в цеху кустарным способом и не имеет никакой сопроводительной документации. Пострадавшая девушка даже не была толком обучена на нем работать. На внешне вполне благополучном, не первый год работающем предприятии проверка выявила множество критических проблем. И это, по словам нашего эксперта, случай далеко не уникальный.
Мелочей не бывает
«Если говорить откровенно, я не помню такого, чтобы на производстве – неважно, чего: конфет, бетона или автомобилей – не было выявлено никаких нарушений в сфере охраны труда, - признается Андрей Николаевич. - Чаще всего нарушения связаны с банальным желанием сэкономить. Обучение, закупка средств индивидуальной защиты, спецодежды, модернизация и переоснащение производства – не секрет, что на многих пензенских предприятиях стоят станки ещё советской сборки – на все это нужны деньги. А денег либо не хватает, либо хватает, но тратятся они не на то, что нужно. А между тем любая, даже самая на первый взгляд незначительная мелочь может стоить работнику здоровья, а то и жизни.
«Очень часто, например, людям не выдают защитные очки, - продолжает наш эксперт. – Мотивируют тем, что это мелочь, без которой вполне можно обойтись. А вот совсем недавно был случай: слесарь вытачивал на станке деталь. Кусок отлетел – и человек лишился глаза. Или другой случай – по нормативам работникам положены одни халаты, сертифицированные, а работодатель закупает другие – обычные, с рынка. На производстве случае пожар, во время которого выясняется, что эти обычные халаты не горят, а плавятся и намертво прирастают к коже. Результат – множественные тяжелые ожоги».
Без ответа
Усугубляет ситуацию то, что, согласно действующему законодательству, трудинспекция может планово проверять предприятия только раз в три года. График проверок загодя вывешивается на сайте, но даже это, как правило, не приносит никакого эффекта.
«Мы всегда даем им время подготовиться, - отмечает Тетюшев. – Исправить какие-то недостатки, что-то починить, кого-то обучить. У некоторых получается фора в год-полтора – этого более чем достаточно, чтобы привести производство в идеальное состояние. И всё равно повторяется одно и то же – как я уже говорил, не было такого производства, на котором мы не нашли бы никаких нарушений.
Ещё один важный момент - по закону работа в условиях, не отвечающих требованиям безопасности, приравнивается к принудительному труду. И человек, права которого работодатель таким образом нарушает, может от него отказаться. Но на практике так никто не поступает – на дворе кризис, а в кризис нет ничего страшнее, чем остаться без заработка. Поэтому люди готовы работать в самых чудовищных условиях, если им будут за это платить.
«С другой стороны, можно сказать, что ситуация понемногу выправляется, - признает Андрей Николаевич. – Люди стали чаще жаловаться – количество жалоб по сравнению с прошлым годом выросло на 34 %. С одной стороны, растет уровень правовой грамотности, что очень хорошо. С другой – все тот же кризис: зачем ежедневно подвергать свою жизнь опасности, если за это не платят?»
Смотрите также:
- Инвестиции без границ. Стоит ли ждать очередного повышения цен →
- Квартирный вопрос. Взять ипотеку и не разориться →
- Загазованное небо. Каким воздухом мы дышим →