Моя прекрасная онлайн-няня. Какие профессии исчезнут после пандемии

Число официальных безработных в области достигло 30 тысяч человек. А количество вакансий на сайте «Трудвсем» в регионе – в два раза меньше. И это лишь одна особенность нового рынка труда.

   
   

Песня о зарплате

Александр Данилов уже несколько месяцев пытается добиться зарплаты. Это старая песня о главном: пензенец устанавливал сантехнику в новостройке, у него даже был заключен трудовой договор. Стройка шла своим чередом, но деньги, как утверждает мужчина, платить ему стали все реже. Когда он пошел жаловаться в прокуратуру, работодатель заявил, что все положенное выплатил и даже предоставил копии платежных ведомостей.

«Ну это уже наглость, никаких денег я от него и не видел, мою подпись подделали», – уверяет Александр. Провести экспертизу ведомостей не удалось, подлинники бывший начальник так и не предоставил, якобы они утеряны. Сейчас пытаются провести экспертизу по их копиям. Дело тянется уже несколько месяцев. Александр утверждает, вместе с ним также не получили обещанные деньги его коллеги из бригады. И дело здесь не только в коронавирусе, на стройках так работали всегда. Просто в пандемию стало чаще рваться там, где тонко.

Тем не менее, число жалоб в областную прокуратуру, касающихся трудовых споров, не выросло. За прошлый год, по данным ведомства, выявлено 5 253 нарушения трудовых прав граждан, за 10 месяцев этого года – всего 3 611. Пензенцы нашли более действенный способ поправлять свои дела – они пошли регистрироваться как безработные. С начала года их число увеличилось в пять раз.

«Число официально зарегистрированных безработных выросло, так как многие граждане перестали получать теневые доходы и были вынуждены себя легализовать, - объясняет доктор социологических наук Игорь Юрасов. - Наша безработица не такая, как в Москве или Питере, у нас, в отличие от этих городов, гораздо меньше развита сфера услуг, поэтому найти другую работу тяжелее, но и влияние пандемии намного меньше».

Экономист Анатолий Бодров:
- Более важным следствием пандемии является изменение структуры рынка труда. Сферы, которые в прошлом году процветали, теперь просто не существуют, например, услуги по организации детских праздников, ресторанный бизнес. Тяжелая судьба у кинотеатров, из-за пандемии граждане перешли на онлайн-просмотры у себя дома. Вернутся ли они потом в большое кино? Сомневаюсь. Переквалифицироваться удастся не всем. Сейчас растет рынок медуслуг, но не каждый сможет туда попасть, нужно специальное образование. А значит, требуются специальные программы по переподготовке, это – задача властей. Второе важное следствие - у граждан отобрали вторую работу. Работ должно быть две: одна - основная, вторая – хобби, которое приносит доход. Сейчас второго заработка граждан лишили, а значит, снизятся реальные доходы населения, а это уже негативно скажется на всей экономике.

Страшнее пандемии

 «Персональный фитнес-тренер, специалист по питанию, возможно удаленное ведение и работа с вами по скайпу» - такой пост висит на пензенском сайте объявлений. Онлайн-тренер – это своего рода местное ноу-хау. Но такое новшество не единственное. Свои услуги представляет онлайн-репетитор, онлайн-няня. Целые отрасли переквалифицируются, как могут. Правда, пока особых просмотров у этих страниц не замечено. Большая часть репетиторов и воспитателей продолжает работать в старом формате. Не все осмелятся доверить своего ребенка няне на удаленке.

   
   

Один из тех, кто пытается сейчас поменять жизнь - это пензенец Эдуард Карпов. «Работал на СТО, во время самоизоляции оно закрылось. И… так и не открылось», - рассказывает мужчина.

Он не жалуется, ему и некогда себя жалеть, у него трое детей, двое из них – инвалиды. Поэтому жена сидит дома, ухаживает за младшим ребенком. Чтобы семье было на что жить, она переехала в дом в частный сектор, где можно содержать домашних животных. Смогли попасть в госпрограммы, которые поддерживают в области. Дело осталось за малым – договориться с новыми соседями, они категорически против, чтобы рядом с ними разводили гусей и свиней. Для многодетной семьи живущие рядом люди оказались страшнее пандемии. «Да мы все переживем, главное, чтобы здоровья хватило», - не унывает Эдуард. Здоровье – сейчас главная ценность, для всех сфер.

«Сегодня ключевой фактор для рынка труда, как и для всей экономики, – это вакцинация, - продолжает Игорь Юрасов. - Многое зависит от того, как она пройдет. Один из примеров тому – заболеваемость среди учителей, она очень высокая, педагоги заражаются от детей. Смогут ли в ближайшее время школы полноценно работать? Как и другие отрасли?»

Руководитель пресс-службы одного из общероссийских порталов по трудоустройству Александра Севостьянова:
- В целом уровень конкуренции среди соискателей Пензенской области на данный момент невысокий: на одну вакансию приходится три резюме, в апреле и мае в области на одно вакантное место претендовали в среднем пять человек. Однако в разрезе профессиональных областей ситуация серьезно отличается. Наиболее высокая конкуренция в области наблюдается среди юристов и бухгалтеров – на одну вакансию в данных сферах приходится семь и более резюме.