Детская песочница
«Год назад я попал на заседание Градостроительного клуба при городской администрации, - рассказывает пензенский художник и краевед Денис Коробков. - На нем собрались архитекторы, чиновники, руководители строительных фирм, краеведы. Все они в течение нескольких часов обсуждали границы исторического центра города, предоставленных в двух вариантах на тот момент главным архитектором города Дмитрием Полишко. Ни к какому единому мнению тогда не пришли, и что такое исторический центр и как его охранять осталось непонятным. Зато выяснилось, что все нормы по соблюдению высотности и прочего уже давно существуют и были четко сформулированы ещё сорок лет назад, но их как не соблюдали так и не соблюдают».
Денис говорит, что у него сложилось четкое впечатление, что никто не хочет ничего решать и брать на себя хоть какую-то ответственность. Было ощущение, что все делается для галочки и новостного ролика в телевизоре.
«Даже удивило, что никто не хочет снимать с исторических зданий рекламные плакаты, - вспоминает Денис. - Когда краевед Игорь Шишкин предложил снять безобразные банеры с фасада бывшего Мясного пассажа, что рядом с драмтеатром и являет собой прекрасный образец здания в русском кирпичном стиле, ему ответили, что это частная собственность, и никто не вправе приказывать это делать».
Художник Коробков хотел вступить в созданную по поручению мэра Пензы инициативную группу из архитекторов, краеведов и просто неравнодушных горожан, способных помочь общему делу.
«Но меня сначала «накормили завтраками», а потом и вовсе стали игнорировать, - говорит Коробков. - В итоге о создании группы просто забыли. Я написал письмо на имя главы администрации Пензы, где в краткой форме изложил некоторые предложения по благоустройству, но и оно осталось без какого-либо ответа. Так что, все происходящее относительно эстетического облика города больше напоминает детскую песочницу, нежели принятия властных решений».
Не хватает мастеров
По мнению Дениса Коробкова, пензенцам следует признать: строить так как делали наши прадеды, мы просто не можем. Нет тех традиций, нет тех материалов, нет тех умелых рук, нет той любви и, самое главное - нет желания.
Поэтому куда проще использовать современные технологии, экономичные стройматериалы и креативный дизайн. Вопрос заключается не в том ремонтировать или нет, а в том, как это вообще в состоянии качественно сделать.
За последние десятилетия реставрация исторических зданий стала невозможной из-за колоссальных утрат: уничтоженной лепнины, исчезнувших деревянных деталей, будь то дубового паркета или резных дверей.
Объекты, которые составляют жемчужины городской архитектуры, нуждаются в мастерах особого уровня – кузнецах, плотниках-краснодеревщиках, скульпторов-лепщиков, кровельщиках, каменщиках, архитекторах и краеведов.
Как ни странно, но найти деньги на дворец спорта, больницу и концертный зал, даже на нелепые статуи легче, чем на реставрацию. Просто потому, что последнее не приносит прибыли и придется соблюдать множество правил.
«Показательный пример - дом, который вырос за магазином «Будылин»., - продолжает художник. - В строительном плане он был четырех- или пятиэтажным, но строители вошли в раж и смогли остановиться, доделав десятый. Теперь это здание загораживает парадный вид на соборную колокольню, на храмовый комплекс губернского значения. А ведь о том, что собор будут восстанавливать, было известно задолго до начала строительства этого дома».
Потеря вкуса
«За редким исключением, все городские инициативы оборачиваются нелепыми, а иногда и скандальными событиями, как например установка парусника на месте фонтана 1842 года в сквере Лермонтова или арт-объект «Школьница» на улице Московской, - говорит Коробков. - При входе в областную картинную галерею разместили выставку поделок детей из интерната. Я ничего не имею против детей из интерната, но вам не кажется, что уместнее такие вещи устанавливать именно там, где играют их сверстники? Допустим, в парке имени Белинского».
Бюст Сталину, который будоражит умы как его соратников, так и противников, Коробков тоже считает ярким образцом безвкусицы.
«Зачем его было нужно красить золотой краской? – удивляется Денис. - Что за мещанское представление о красоте и ценности? Иосиф Виссарионович не Будда и ваять его из золота не есть выражение признательности. Если заглянуть на природу появления некоторых других объектов, тоже обнаружится элементарное отсутствие вкуса и творческая немощность у тех, кто этим занимается».
Единственное, что, по мнению художника остаётся пензенцам - это использовать то, что уже сделано. Всё вокруг измельчало по значимости, по культурной и эстетической ценности. Исчезло содержание, без которого форма являет собой пустоту. Вместо стихов -короткие смс-ки, вместо картин - постеры, вместо театра -интернет, вместо архитектуры - квадратные метры.
Может быть, причина в том, что люди, которые должны решать судьбу исторической застройки, живут в коттеджах далеко за городом и не гуляют пешком по этим старым улочкам?
«Интерес человека, владеющего недвижимостью в центре города, заключается только в одном - чтобы арендатор вовремя платил, - рассуждает наш собеседник.- А то, что он завесил фасад рекламными банерами или «обновил» его евровагонкой, - это его не беспокоит. Проблемы города никого не касаются, так как личное пространство ограничивается входной дверью своей квартиры».
Смотрите также:
- Главные уроки. О чем спросили министра образования читатели «Аиф-Пенза» →
- Открытый диалог. Что рассказали пензенцы главе города на прямой линии →
- Деньги важнее памяти. Как Пенза теряет свою историю →